Венеция: спасение утопающей
Ежегодно Венеция не только страдает от наводнений, но и погружается под воду – примерно на 5–10 мм в год. По подсчетам специалистов, за ближайшие сто лет уровень воды в Адриатическом море может подняться на 60 см. Подтопление Венеции начинается, когда уровень воды повышается на 80 см, и это вселяет надежду на то, что при жизни наших внуков город вряд ли «утонет». Однако стать менее пригодным для жизни он может с легкостью. Армии туристов, ежедневно штурмующих дворцы, соборы, рестораны и отели Венеции, еще могут найти утешение в том, что на их век хватит. Но местные жители, власти и международные структуры, ведающие сохранением мирового культурного наследия, готовы бить тревогу.
История Венеции напоминает остросюжетный фильм. В V–VI веках беженцы из гибнущей Западной Римской империи скрываются от кровожадных варваров всех мастей на пустынных островах заболоченного побережья Адриатики. Затем венецианцы обретают сильного покровителя на востоке – византийского императора. Они строят флот и стремительно богатеют, торгуя со всем цивилизованным миром, и отваживаются на такие откровенные авантюры, как похищение мощей Св. Марка из Александрии. Почувствовав свою силу, островитяне наносят удар некогда могущественной благодетельнице – Византии, переправляя на своих кораблях крестоносцев, громящих Константинополь. Удар, на который империя уже не сможет ответить. Далее – бесконечная череда сражений с самыми разнообразными противниками, из которых республика неизменно выходит победителем. До тех пор, пока ее не сокрушает Наполеон.Повышение уровня воды в Адриатическом море – лишь одна из причин погружения Венеции под воду, не менее роковую роль здесь играет проседание почвы. Оно вызвано постепенным истощением водоносного слоя, причинами которого, в свою очередь, являлось осушение болот и неоправданно большой забор воды из скважин и подземных источников – последствия активного роста населения и индустрии в стремительно богатевшем городе.
Определяющий фактор для «высокой воды» – метеорологические явления. Сильный юго-восточный ветер создает на Адриатике мощный водяной вал, через узкие проливы устремляющийся в Венецианскую лагуну, глубина которой значительно меньше глубины моря. Вследствие этого в лагуне и каналах резко повышается уровень воды. Максимальная высота суши в Венеции – всего два метра над уровнем моря, так что подъема воды на полтора метра достаточно для полного или частичного затопления 60% площади города. Одним из наиболее разрушительных стало наводнение 1966 года, когда вода поднялась до двухметровой отметки. Многие памятники истории и архитектуры оказались тогда на грани разрушения. Именно с тех пор городские власти не рекомендуют ни венецианцам, ни туристам селиться на первых этажах зданий в исторической части города. Население этого района тогда начало стремительно сокращаться: если в год наводнения на островах лагуны жило 121,3 тысячи человек, то за первые 10 лет после происшествия почти что 20 тысяч венецианцев предпочли переселиться в материковую часть города или другие города Италии. Сейчас на островах живет чуть более 56 тысяч человек.
Судоходство же Венецианской республики было спасено, однако естественная циркуляция воды нарушилась. Справедливости ради надо сказать, что эксперименты средневековых венецианских гидротехников едва ли можно считать причиной наводнений: до бедствия 1966 года «высокая вода» редко стояла дольше шести часов и редко поднималась выше 140 см. К тому же количество наводнений было гораздо меньшим. Для сравнения, за 1920-е годы зарегистрировано 385 случаев «высокой воды», а за 1990-е их количество возросло до 2,4 тысячи. В последние 10 лет венецианские наводнения, большие и малые, случаются еще чаще, а их разрушительное действие становится все более ощутимым и все менее обратимым. О необходимости строительства защитных сооружений заговорили еще после катастрофы 1966 года, но, несмотря на насущную потребность, ни один из проектов не был утвержден до конца 80-х.
В 2003 году было принято решение приступить к реализации проекта MOSE, разработанного еще в 1970-х. MOSE – это не только итальянская транскрипция имени библейского пророка, но и аббревиатура, в переводе на русский означающая «модуль экспериментальный электромеханический». Пока это наиболее радикальная и высокотехнологичная попытка спасения Венеции от затопления. Во многом надежды, возложенные на этот проект, обусловлены неудачами традиционного метода противостоять водной стихии – с помощью подъема суши. Начиная с конца XVIII века венецианцы периодически занимались укреплением берегов и засыпанием дополнительных слоев грунта с последующей укладкой мостовых. Подобная «операция» наиболее актуальна для центральной площади Сан-Марко: это самая низкая точка исторической части города, которая чаще всего – как минимум, раз в неделю – покрывается водой. Для ее подтопления воде достаточно подняться на 60 см.
Входы в проливы оснащены мощными волнорезами, которые помогают разбить вал и не дать ему обрушиться всей силой на узкую полоску суши, отделяющую лагуну от моря. Составление барьера из нескольких модулей (до 20 в каждом из проливов) также помогает поглощать энергию волн.
Для защиты от агрессивной среды – морской воды – стенки стальных конструкций покрыты специальной желтой краской. Модули закреплены на массивных бетонных платформах, вкопанных в подводный грунт, сквозь которые проходят потерны с помещениями для технического персонала. Каково это – быть работником высокотехнологичного объекта, расположенного одновременно и под землей, и под водой?
Одними из наиболее активных его критиков с самого начала были экологи. Именно благодаря их стараниям Венеция вынуждена обходиться без дамбы (наподобие той, что защищает от наводнений Санкт-Петербург). Стационарные сооружения могли бы нарушить хрупкую экосистему Венецианской лагуны, окончательно превратив ее в зловонное болото, непригодное для проживания не только редких видов водоплавающих птиц, но и людей. Но даже несмотря на то, что MOSE – это не дамба, а система мобильных шлюзов, экологические последствия его использования оцениваются экспертами крайне неоднозначно. Возможно, с повышением уровня воды в мировом океане потребуется более частое поднятие барьеров, и это нарушит циркуляцию воды между лагуной и морем. К тому же, какой бы губительной ни была «высокая вода», для венецианцев это традиционный и естественный способ очистки каналов от нечистот.
Общество
Кирилл Барсов