я могу то, что умею
Слава КПСС!
Виктор Бумагин
Все записи
текст

VBL: боевая «легковушка»

В 2011 году СМИ пестрели сообщениями о том, что Внутренние войска МВД России и Пограничная служба ФСБ подумывают приобрести во Франции легкие бронеавтомобили VBL M11 фирмы «Панар». Несмотря на то что в России без особой огласки полным ходом шли разработка и испытания новейших БМП «Курганец», бронетранспортера «Бумеранг» и тяжелой гусеничной платформы «Армата», наши силовые ведомства проявляли интерес к западной бронетехнике. Речь шла о производстве в России 500 броневиков VBL. Однако переговоры постоянно затягивались, и в 2014 году сделка окончательно рухнула.
VBL: боевая «легковушка»
VBL на выставке военной техники мексиканской армии в 2010 году. Фото: Danielllerandi, commons.wikimedia.org

История маленького бронеавтомобиля восходит к середине 70-х годов прошлого века, когда французские военные решили заменить джипы «Гочкис» М201, использовавшиеся в разведывательных частях, на легкую бронированную машину VBL (Vehicule Blinde Leger). Она должна была обладать высокой мобильностью и преодолевать вплавь водные преграды. В 1977–1978 годах прошел конкурс на лучшую модель, в рамках которого свои проекты представили пять фирм. Две – гигантский концерн «Рено» и не столь значительный «Панар» – получили финансирование для изготовления опытных образцов.

«Рено» и «Панар» пошли совершенно разными путями. Их бронеавтомобили радикально отличались друг от друга по компоновке, общей была лишь колесная формула 4×4. Двигатель у машины «Рено» размещался в задней части корпуса, что обеспечивало ей хорошую балансировку и проходимость. Это также улучшало обзор, но ухудшало защиту экипажа от мин и обстрела с наиболее угрожаемого переднего сектора. Бронированный стальной корпус с толщиной листов от 4 до 6 мм делился на три отсека: небольшой грузовой спереди, затем кабина экипажа и моторное отделение с форсированным двигателем «Рено» J8S338. Все колеса были ведущими, при движении по шоссе передний привод мог отключаться.

1983 год, прототип VBL «Панар». Фото: G. Espieussas, из книги VBL Panhard, Yves Debay 

Бронеавтомобиль VBL M11 фирмы «Панар» получил цельносварной монококовый корпус из стальных листов высокой прочности толщиной от 5 до 11,5 мм. В окнах – бронестекла толщиной от 33,5 до 49 мм. Их использование позволило отказаться от наблюдательных приборов с малым полем зрения, типичных для более ранних бронемашин, что давало водителю и командиру обзор, сравнимый с обзором из обычного автомобиля. Переднее расположение двигателя способствовало большей защищенности. На детище фирмы «Панар» использовали военный вариант «мирного» дизеля – «Пежо» XD-3T с турбонаддувом. Точно такие же дизели устанавливаются на автомобилях «Пежо» 504 и «Пежо» 505, а версия XD-3T без турбонаддува применяется на автомобиле повышенной проходимости «Пежо» P-4, состоящем на вооружении французской армии. Доработка двигателя под военные стандарты была минимальной, затронув преимущественно систему охлаждения и его корпус.

VBL «Панар». Фото: AlfvanBeem, commons.wikimedia.org 

На испытания обе боевые разведывательные машины вышли в 1982 году. Довольно быстро стало понятно, что VBL M11 военным импонирует больше. В машине от SEDEMS (дочерняя фирма «Рено») не нравился недостаточный обзор. Хотя в этой конструкции тоже использовались бронестекла вместо традиционных триплексов и перископов, но окна под них имели заметно меньший размер. Заднее расположение двигателя уменьшало внутренний объем корпуса SEDEMS VBL, что ограничивало возможности модернизации броневика. В окончательном решении некоторую роль сыграла и традиционная ориентированность фирмы «Панар» на экспортные заказы.

В 1984–1985 годах французская армия на какое-то время охладела к программе VBL, велика была возможность ее свертывания, но в это же время «Панар» подготовила серийное производство своей машины, получив заказ на 40 бронеавтомобилей от Мексики.

VBL в Бейруте. Фото: VBL Panhard, Yves Debay 

Параллельно с продвижением VBL M11 на мексиканском рынке «Панар» пыталась продать свой передовой товар в соседних США. В 1984 году туда были направлены три машины, которые прошли всесторонние испытания в одном из подразделений 9-й пехотной дивизии армии США. Однако на вооружение американцы все-таки приняли не французский VBL M11, а отечественный «Хаммер», несмотря на отсутствие у него бронезащиты. Кроме того, три VBL для французского контингента миротворческих войск ООН в Ливане 13 марта 1985 года прибыли в Бейрут. Один из них использовался на стационарном посту, второй применялся в качестве машины связи, третий оставался в резерве. Серийное же производство VBL M11 для армии Франции началось лишь в 1989 году.

Всего с 1989 по 2010 год для французской армии было произведено порядка 1621 бронеавтомобиля VBL. Бронеавтомобили VBL M11 разных модернизаций широко поставлялись и на экспорт – в Бенин (10 машин), Камерун (5), Джибути (10–15), Габон (12–14), Грецию (242), Индонезию (18), Катар (16), Кувейт (40) и другие страны. Помимо типичных для французской армии модернизаций зарубежным покупателям предлагались и специальные экспортные версии. Это, во-первых, VBL TOW – носитель ПТУР (противотанковая управляемая ракета) большой дальности BGM-71 TOW американского производства. Боезапас его составляет четыре ракеты. Во-вторых, это VBL ALBI-Mistral – вариант ПВО (противовоздушная оборона), оснащенный башней ALBI с двумя направляющими для зенитных ракет ближнего радиуса действия «Мистраль». Совместно с российскими специалистами в качестве экспериментального образца был разработан VBL Kornet – носитель управляемых по лазерному лучу российских противотанковых ракет «Корнет», имеющих дальность поражения до 5500 м в дневное время. Самым же высокотехнологическим образцом, видимо, надо считать VBL Sourse – специальную разведывательную версию, оборудованную французской мультисенсорной системой наблюдения.

VBL ALBI-Mistral – вариант, оснащенный башней ALBI с двумя направляющими для зенитных ракет ближнего радиуса действия «Мистраль». Фото: ©MBDA/ Daniel Lutanie, mbda-systems.com 

За время своей службы бронеавтомобилям VBL довелось участвовать в целом ряде военных конфликтов. Так, около ста VBL в составе французского контингента войск ООН применялись в операциях на территории бывшей Югославии. Командующий силами ООН в Боснии и Герцеговине канадский генерал Льюис Маккензи выбрал VBL в качестве персонального транспортного средства. Часть VBL французского контингента была захвачена Армией Республики Сербской в ответ на бомбардировки НАТО ее позиций и складов. Позже VBL использовались армией Франции и в Кот-д’Ивуаре. В 2002 и 2003 годах они наряду с пушечными бронеавтомобилями ERC-90 неоднократно открывали огонь по повстанцам MPIGO, чтобы заблокировать их вторжение в эту страну. Следующий эпизод был связан с использованием VBL в Абиджане – крупнейшем городе республики Кот-д’Ивуар – во время операции по свержению диктатора Лорана Гбагбо в апреле 2011 года. В Афганистане французские VBL защищали аэропорт Кабула и ряд логистических направлений. В Мали они были развернуты в 2013 году в рамках операции «Сервал». В дальнейшем в ходе операции «Бархан» несколько французских военнослужащих погибли при подрывах VBL на самодельных взрывных устройствах. В том же 2013 году французы использовали VBL в Центральной Африканской Республике. В наше время VBL состоит на вооружении более чем 15 стран мира. Со времени своего изобретения эта машина участвовала во всех военных операциях, проводимых Францией.

Бронемобиль Scarabee от компании Arquus, arquus-defense.com 

Франция периодически модернизирует свое детище – например, в 2015 году на машину поставили более мощный двигатель, тормоза с антиблокировочной системой, шины большего диаметра и усилили переднюю подвеску. Модель получила название VBL Ultima. Но броневику все равно то и дело наступают на пятки. В 2018 году компания Arquus представила свой бронемобиль Scarabee, оснащенный боевым модулем Hornet 30 с 30-миллиметровой автоматической пушкой и большей эргономичностью. Так что знаменитой VBL, возможно, скоро придется подвинуться.


1  /  2
VBL изнутри. Фото: Selvejp, commons.wikimedia.org
Винт VBL. Фото: Jastrow, commons.wikimedia.org

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK