Птицы невысокого полета
«Секретная разработка!» – ахнули недружественные наблюдатели, просматривая фото со спутника. В высоком разрешении на борту аппарата обнаружились буквы «КМ». «Caspian Monster!» – тут же расшифровали эту аббревиатуру западные параноики, и фотографии советского чуда-юда тут же заполонили страницы иностранных газет. Специалисты пришли к выводу, что неизвестная машина однозначно относится к типу так называемых «экранопланов», и наверняка СССР с ее помощью готовится сделать Свободному Миру какую-нибудь гадость. Больше о непонятной машине на Западе на тот момент сказать не могли ничего.
120-тонный "Орленок" мог взлетать и садиться в пятибалльный шторм
В 1972 году был построен первый серийный экранолет «Орленок». По размерам он был скромнее прародителя (всего 58 м против 92). Но это была могучая транспортно-десантная машина, способная принять на борт 200 вооруженных морских пехотинцев (или две плавающие боевые машины пехоты) и доставить их со скоростью 400 км/ч в любую точку в радиусе 1500 км. В отличие от КМ, который мог летать метрах в четырех от поверхности, «Орленок» поднимался до 10 м, что обеспечило ему гораздо более высокую проходимость. Машина имела шасси, которое позволяло ей выкатываться на берег и, выключив двигатель, спокойно выгружать десант, не заставляя солдат мокнуть в прибое. Сначала планировалось построить 100 «Орлят», потом их количество скорректировали до 24. В случае воплощения этого замысла СССР получал самую быструю в развертывании группировку морской пехоты в мире. Американский USMC, который привык гордиться своей мобильностью, мог бы только рыдать от зависти…
В 1987-м появился первый ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Длина – 73 м, максимальная скорость – 500 км/ч, максимальная высота полета на экране – 5 м, мореходность – до 6 баллов. Он нес на своем горбу шесть огромных пусковых шахт, в каждой из которых была управляемая противокорабельная ракета 3М-80 «Москит». Эта машина могла на высокой скорости малозаметно подойти на дистанцию запуска ракет практически к любому надводному кораблю – идеальный убийца авианосцев, при этом совершенно не сравнимый с ними в стоимости. Это был «асимметричный ответ» самому мощному в мире американскому флоту, с которым советский флот не мог конкурировать на равных из-за несопоставимых бюджетов. Советский флот не собирался построить авианосцев больше, чем у американцев, – он планировал (в случае войны) аккуратно переместить американские авианосцы на дно.
С 1985 года в СССР повеяли ветры больших перемен. Когда Союз прекратил свое существование, его правопреемница Россия скатилась в состояние перманентного кризиса, как политического, так и экономического. На момент развала СССР успели построить всего пять десантных «Орлят» и один боевой «Лунь». Ни о каком дальнейшем строительстве не могло идти и речи – не было сил даже поддерживать в боеготовности имеющиеся машины. На сегодня «Орлята» и «Лунь» списаны из состава флота. Один корпус «Орленка», наиболее уцелевший, выставляется в музее ВМФ в Москве. «Лунь» со снятой электроникой потихоньку ржавеет в доке на территории базы в Каспийске. Американская морская пехота, которую не мучает зависть, является самым мобильным формированием на планете. Американские авианосцы спокойно идут по морю к очередной стране, где их самолеты сбросят на головы местным жителям немного демократии…
Когда ветры перемен окончательно сорвали завесы секретности, за которыми пребывал тоталитарный СССР, американцы решили более детально изучить вопрос экранопланов – с перспективой создания своих машин для сил быстрого реагирования. Правительство США связалось с российским и организовало специальную комиссию. Американцы побывали в КБ, разработавшем наши экранопланы, а также на базе в Каспийске, где им любезно позволили отснять все их интересующее и специально погоняли еще живой на тот момент «Орленок». Говорят, все удовольствие обошлось гостям всего в $ 200 тысяч. Если учесть, сколько труда и денег вложил СССР в разработку того, что его наследники так недорого отдали американцам, о выгоде России здесь говорить не приходится. Еще одной страной, с которой Россия поделилась своими наработками, стал Китай – для него КБ им. Алексеева модернизировало вариант гражданского экраноплана «Волга-2». Интереснее всего то, что экспорт российских экранопланов, созданных на госпредприятиях, до сих пор запрещен распоряжением правительства. То есть, фактически отдав американцам часть секретных технических наработок, мы одновременно не выпустили на рынок свою продукцию.
Конструкторы и инженеры СССР, крепя оборону своей страны, придумывали изумительные технические решения. Однако политики и идеологи России забыли высказывание древнего царя Филиппа Македонского: «Груженный золотом осел может взять любую крепость». Царь Филипп не стал уточнять, что груженного золотом осла обычно посылают к ослам двуногим – ведь разумный человек не станет продавать за гроши созданное тяжелым трудом предков.
В любом случае, экранопланы стали яркой страницей советской истории. Будет ли подобная страница у современной России – покажет время.
По международной классификации экранопланы разделяются на три группы:
тип А – экранопланы, не имеющие возможности отрыва от экрана; тип В – аппараты, умеющие при необходимости летать вне зоны действия экрана (как самолет); тип С – машины, летающие только по-самолетному, а экран использующие лишь при взлете и посадке.
В России экранопланы также делят на собственно экранопланы (тип А) и экранолеты (тип Б). Кроме того, экранопланы условно разделяются на три группы. Группа № 3 – масса не более 10 тонн, без возможности выхода в море (эксплуатация – спокойные воды до 2 баллов). Группа № 2 – масса до 60 тонн, с возможностью эксплуатации на море. Группа № 1 – масса более 60 тонн, с возможностью регулярной эксплуатации на морских просторах. (К ним и относились «Лунь» и «Орленок».)
Сейчас разработки экранопланов большого тоннажа ведут США, Южная Корея, Китай. В России тоже производятся экранопланы, но это малотоннажные гражданские машины, не идущие ни в какое сравнение с былыми гигантами, а более крупные находятся на стадии проектов и макетов из-за недостатка финансирования. Большинство солидных фирм-производителей – это обособившиеся в 90-е годы «осколки» некогда единой производственной цепочки. ЦКБ по СПК ныне известно как ЦКБ им. Алексеева, научно-исследовательская база превратилась в ЗАО АТТ («Амфибийные Транспортные Технологии», принадлежащие «Арктической торгово-транспортной компании»), завод-производитель получил открытое название «Волга». Каждое предприятие строит свои варианты крылатых машин. Еще одним производителем экранопланов скоро может стать Экранопланостроительное объединение «Орион» в Петрозаводске, созданное при помощи государства на базе машиностроительного судоремонтного завода «Авангард». (Почему новое предприятие пробуют создавать на непрофильном заводе – это отдельная, чисто российская тема.)
ЗАО АТТ сегодня известно своим небольшим экранопланом катамаранной схемы – «Акваглайд-5». Машина длиной в 10,6 м может перевозить пятерых человек, включая пилота, ее скорость – 170 км/ч.
Петрозаводский завод сейчас обкатывает более крупную машину – «Орион-20» (разработка осуществлена в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на период 2009–2016 гг.»). Длина – 19,1 м, экипаж – два человека. Экранолет способен перевозить 21 пассажира или 3 тонны груза со скоростью 220 км/ч в режиме экраноплана и (это пока планируется) до 250 км/ч в самолетном режиме. Еще одна из перспективных машин – «Орион-12» (меньшего размера, для перевозки 12 человек). Она испытывается и в модификации Орион-12П (для пограничной службы ФСБ).
ЦКБ им. Алексеева в послесоветское время выпустило экраноплан «Волга-2» (машина длиной 11 м, один пилот плюс восемь пассажиров, скорость – 120 км/ч). Это же предприятие разработало проект крупного экраноплана «А-050-742d» (для морских перевозок ста пассажиров), который, к сожалению, не воплощен в металле. Есть в России и другие проекты и опытные машины класса «экраноплан». Какие из них смогут выжить в секторе частного бизнеса, а какие, возможно, и получить государственную поддержку – вопрос открытый.
Перспективы же применения экранопланов весьма интересны. Кроме боевых транспортно-десантных и гражданских грузовых задач, экранопланы можно использовать как спасательные суда: они могут очень оперативно забрать потерпевших и позволяют оказывать сложную медицинскую помощь уже в пути – машину ведь не качает на волнах. Отдельного интереса заслуживает перспектива работы экранопланов на ледяных полях Арктики и Антарктики, поскольку в будущем, несомненно, начнется сверхактивное освоение этих областей, богатых природными ресурсами. Мощной концепцией является использование огромных экранопланов как разгонных машин для отправления в космос многоразовых кораблей типа советского «Бурана» или американского «Шаттла», когда океанская гладь превращается в стартовый космодром. Что из этих идей так и останется в прожектах, а что станет привычной реальностью – мы увидим очень скоро.
Технологии
Соколов Лев