Норвежцы дают искру
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


ПО ОЦЕНКАМ BLOOMBERG, на пути проникновения электротранспорта в массы пока стоят два препятствия: высокая цена е-мобиля и отсутствие инфраструктуры для зарядки электрического коня. Норвежское правительство попыталось решить сразу обе проблемы. В итоге сегодня Норвегия – единственная страна в Европе, где купить и эксплуатировать электромобиль дешевле, чем машину с двигателем внутреннего сгорания. А эксплуатация автомобиля с двигателем на «ископаемом» топливе наоборот остается одной из самых дорогих в этой части света.

Правительство Норвегии еще 30 лет назад задалось целью стимулировать покупку электрических и гибридных автомобилей населением. «Зеленая реформа» начала действовать в 1990 году. Не рассчитывая на экологическую сознательность граждан, во главу угла поставили материальные выгоды. К первоначальным мерам относились «налоговые льготы». Сразу же, в 1990-м, отменили таможенные пошлины на ввоз электромобилей, которые иногда могли достигать 100 % стоимости машины, а также регистрационный и транспортный налоги (около 350 долларов в год). В 2001 году последовала отмена и 25 % налога на добавленную стоимость. Задача одна – сделать покупку и пользование «зеленым» автомобилем дешевле, чем бензиновым.

ВСЛЕД ЗА НАЛОГОВЫМИ ЛЬГОТАМИ в Норвегии провели комплекс городских и муниципальных реформ. Обладателям электромобилей (или PHEV, то есть гибридов с возможностью подключения к розетке) разрешили ездить по полосе общественного транспорта, бесплатно пользоваться всеми общественными парковками (притом что большинство из них платные), платными дорогами и паромами между фьордами.

Подсчитано, что рядовой обладатель электрокара в среднем может сэкономить до 3000 долларов в год, а житель Осло – до 3800 долларов. Все это – недополученная прибыль бюджета.
ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА, стоящая на пути развития электромобилей, – отсутствие инфраструктуры. Проще говоря, некуда штепсель воткнуть. Власти Норвегии инвестировали и сюда. Сегодня в стране около 9000 муниципальных зарядок мощностью 10–20 кВт каждая. Еще запустили программу по созданию около 800 «быстрых» зарядок мощностью 120–150 кВт. Их предполагается размещать вдоль «федеральных» трасс на расстоянии 50 км друг от друга. Более того, для удобства туристов норвежское правительство оплачивает и создание зарядных станций в Мурманской области (правда, пока этот процесс идет со скрипом). На территории Норвегии самая плотная в мире сеть зарядок Tesla – около 300 «быстрых». Суммарно количество «электроколонок» в стране уже превышает количество бензоколонок. Ежегодно число публичных зарядок растет на 26 %, но все равно не поспевает за ростом числа электромобилей. Поэтому власти стали субсидировать покупки «домашних» автозарядок – сегодня они есть у 96 % владельцев е-мобилей.


ВОТ ЕЩЕ ОДНА ЦИФРА, показывающая лукавство «зеленых реформаторов». Всего 25 % обладателей электромобиля владеют только им. У большинства норвежских семей по два автомобиля: е-мобиль для перемещения по городу и классический бензиновый автомобиль для поездок за город. Но через пять лет все может измениться. С 2025 года власти планируют запретить ввоз, растаможивание и продажу на территории страны автомобилей с ненулевым уровнем выбросов. Значит, ввозить и продавать можно будет только электромобили (и другие более «экзотические» виды экологических авто).

Технологии
Сергей Шклюдов