я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Норвежцы дают искру

Как страна, в которой нет автопрома, смогла стать мировым лидером по количеству электромобилей на душу населения? Ведь «зеленый» транспорт пока еще неконкурентоспособен, а автомобиль с электрическим двигателем на 30–40 % дороже аналогичной модели на бензине.
Норвежцы дают искру
Парадоксально, что Норвегия, маленькая скандинавская нефтедержава, сейчас является третьим по величине рынком сбыта электрокаров (в том числе Tesla) после США и Китая. Если по просторам 1,5-миллиардной Поднебесной катается около миллиона автомобилей на «е-тяге», то в 5-миллионной Норвегии «зеленых» и «гибридов» уже около 200 000 (7,14 % от 2,8 миллиона автомобилей в королевстве). Норвежцы владеют более чем третью всех электромобилей в Европе. Как так вышло?

ПО ОЦЕНКАМ  BLOOMBERG, на пути проникновения электротранспорта в массы пока стоят два препятствия: высокая цена е-мобиля и отсутствие инфраструктуры для зарядки электрического коня. Норвежское правительство попыталось решить сразу обе проблемы. В итоге сегодня Норвегия – единственная страна в Европе, где купить и эксплуатировать электромобиль дешевле, чем машину с двигателем внутреннего сгорания. А эксплуатация автомобиля с двигателем на «ископаемом» топливе наоборот остается одной из самых дорогих в этой части света. 
Фото: dbnfkbr, www.dbnfkbr.livejournal.com
При этом по количеству добываемой нефти по итогам 2018 года Норвегия находится на 15-м месте, а норвежский суверенный нефтяной фонд является крупнейшим в мире: его объемы уже давно перевалили за отметку в триллион долларов. Тем более странно, что в «стране бензина, керосина и дизеля» владельцы автомобилей с ДВС подвергаются всяческой дискриминации. Здесь и самый дорогой в Европе бензин, и ограничения по передвижению в городах. Литр 95-го бензина стоит 1,72 евро (130 рублей), а автомобилям, оснащенным дизельным двигателем, запрещен въезд в центр Осло с 6:00 до 22:00.

Правительство Норвегии еще 30 лет назад задалось целью стимулировать покупку электрических и гибридных автомобилей населением. «Зеленая реформа» начала действовать в 1990 году. Не рассчитывая на экологическую сознательность граждан, во главу угла поставили материальные выгоды. К первоначальным мерам относились «налоговые льготы». Сразу же, в 1990-м, отменили таможенные пошлины на ввоз электромобилей, которые иногда могли достигать 100 % стоимости машины, а также регистрационный и транспортный налоги (около 350 долларов в год). В 2001 году последовала отмена и 25 % налога на добавленную стоимость. Задача одна – сделать покупку и пользование «зеленым» автомобилем дешевле, чем бензиновым. 
Электромобили заняли автобусную полосу во время утреннего часа пик, когда все спешат на работу в центр Осло. Фото: Pierre-Henry Deshayes | AFP, www.cnbc.com  
Что в итоге? Если в Норвегии вам захочется купить простенький Volkswagen Golf, то он обойдется в 31 500 евро. Если же это будет Volkswagen е-Golf, то за «зеленую» версию «немца» вы заплатите только 26 500 евро. На свою среднюю зарплату норвежец может купить столько бензина, что хватит на 25 000 км. За эти же деньги можно купить столько электричества, что его хватит на пробег 120 000 км. Годовые траты на зарядку составляют в среднем 355 долларов, на бензин – 1720 долларов. То есть зарядка от сети в пять раз дешевле, чем «зарядка» бензином! Многие скажут, что заправлять машины электричеством – значит просто перекладывать вину с себя на электростанции, которые все равно «питаются» ископаемым топливом, например, нефтью, углем или мазутом. Это утверждение справедливо только для азиатских стран. Тут можно вспомнить недавний казус, когда в Сингапуре за нанесение вреда окружающей среде оштрафовали владельца Tesla-S. Власти подсчитали, что косвенный ущерб из-за выбросов углекислого газа электростанцией при производстве электричества для заправки «Теслы» в два раза больше, чем прямой ущерб от заправки автомобиля бензином. То есть, пользуясь электрокаром, ты делаешь только хуже. В случае с Норвегией этот парадокс не работает: 98 % электроэнергии здесь производят возобновляемые источники (энергия ветра, солнечные батареи). Получается, что свой электромобиль вы заправляете практически бесплатно.

ВСЛЕД ЗА НАЛОГОВЫМИ ЛЬГОТАМИ в Норвегии провели комплекс городских и муниципальных реформ. Обладателям электромобилей (или PHEV, то есть гибридов с возможностью подключения к розетке) разрешили ездить по полосе общественного транспорта, бесплатно пользоваться всеми общественными парковками (притом что большинство из них платные), платными дорогами и паромами между фьордами. 
Открытие первой электрозаправки в Мурманске. Фото: Bellona.org, www.thebarentsobserver.com
К новым «пряникам» относится еще и возможность бесплатной зарядки на муниципальных («медленных») станциях, а также софинансирование покупки домашней станции.
Подсчитано, что рядовой обладатель электрокара в среднем может сэкономить до 3000 долларов в год, а житель Осло – до 3800 долларов. Все это – недополученная прибыль бюджета.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА, стоящая на пути развития электромобилей, – отсутствие инфраструктуры. Проще говоря, некуда штепсель воткнуть. Власти Норвегии инвестировали и сюда. Сегодня в стране около 9000 муниципальных зарядок мощностью 10–20 кВт каждая. Еще запустили программу по созданию около 800 «быстрых» зарядок мощностью 120–150 кВт. Их предполагается размещать вдоль «федеральных» трасс на расстоянии 50 км друг от друга. Более того, для удобства туристов норвежское правительство оплачивает и создание зарядных станций в Мурманской области (правда, пока этот процесс идет со скрипом). На территории Норвегии самая плотная в мире сеть зарядок Tesla – около 300 «быстрых». Суммарно количество «электроколонок» в стране уже превышает количество бензоколонок. Ежегодно число публичных зарядок растет на 26 %, но все равно не поспевает за ростом числа электромобилей. Поэтому власти стали субсидировать покупки «домашних» автозарядок – сегодня они есть у 96 % владельцев е-мобилей. 
Муниципальные станции для зарядки электромобилей. www.insideevs.com  
БЛАГОДАРЯ НАЛОГОВЫМ ДОТАЦИЯМ, льготам от муниципалитетов и развитию инфраструктуры норвежцам и удалось так быстро пристраститься к электромобилям. Скачок, однако, произошел только в 2010-х. Если сегодня в стране более 200 000 е-мобилей, то в 2010 году их было всего несколько тысяч. И дело здесь не только в правительственных программах (они действуют еще с 90-х), а опять же в законах рынка. 
За последние десять лет аккумуляторы подешевели на 65 %, а линейка предложений на рынке электромобилей расширилась с 3–4 видов до 30–40 моделей на любой вкус и цвет от любого производителя. Сегодня в мире, кажется, нет ни одного концерна, который не выпускал бы свой «зеленый» автомобиль. Согласно исследованиям Bloomberg, к 2022 году стоимость электромобилей упадет еще на 30–40 %, причем без поддержки государства, и они уже смогут конкурировать с «бензиновыми» машинами. Видимо, этим и вызван тот факт, что в 2017–2018 годах правительство Норвегии стало потихоньку сворачивать программы по субсидированию зеленого автотранспорта. К тому же введение многих «льгот» признали ошибочной инициативой, затруднившей жизнь в норвежских городах. Например, если в 2003 году электромобилям разрешили двигаться в Осло не в общем потоке, а по полосам общественного транспорта, то в 2015 году эту «опцию» пришлось отменить. «Зеленых» машин стало так много, что автобусы среди них оказались в «экологически чистых пробках». Это вызвало недовольство горожан. Кроме того, в 2018 году при покупке е-мобиля стали вновь взимать половину регистрационного налога, а в 2020-м его планируют вернуть полностью. В этом же году собираются в полном объеме восстановить и транспортный налог. Вопросы пользования парковками, паромами и платными дорогами передадут на уровень муниципалитетов: теперь каждый город или район будет сам решать, предоставлять льготы электромобилям или нет. 
Более 260 авто готовы к старту всемирного заезда на электромобилях (World EV Parade) в Осло. www.facebook.com/Elbilf 080oreningen
Подсчитано, что в год правительство Норвегии тратит на субсидирование «зеленого» автотранспорта около 2 миллиардов крон (200 миллионов евро). Всего же за время действия правительственной программы израсходовано, по разным оценкам, около 5 миллиардов евро.

ВОТ ЕЩЕ ОДНА ЦИФРА, показывающая лукавство «зеленых реформаторов». Всего 25 % обладателей электромобиля владеют только им. У большинства норвежских семей по два автомобиля: е-мобиль для перемещения по городу и классический бензиновый автомобиль для поездок за город. Но через пять лет все может измениться. С 2025 года власти планируют запретить ввоз, растаможивание и продажу на территории страны автомобилей с ненулевым уровнем выбросов. Значит, ввозить и продавать можно будет только электромобили (и другие более «экзотические» виды экологических авто). 
Здесь Норвегия опять впереди планеты всей. Подобные реформы задуманы и во Франции, и в Китае, и в Калифорнии, но пока все они отодвинуты на 2040 год. Хотя уже сегодня в некоторых городах Китая запрещен въезд автомобилей с ДВС, а Германия собирается довести количество электромобилей до миллиона уже к следующему году. Bloomberg же прогнозирует, что к 2040-му доля продаваемых в мире электромобилей составит 54 %. Пока на земле около миллиарда автомобилей и только 2 миллиона из них (0,2 %) – это электромобили или гибриды. И Норвегия в этом «море» – лишь уникальный островок, исключение, подтверждающее правило. А правило гласит: «Мир выбирает бензин». Но норвежцы выбирают искру.
Фото: Robert, www.flickr.com

1  /  2
Электромобили припаркованы на зарядных станциях в Осло. Фото: Fredrik Bjerknes, www.bloomberg.com
Электрозаправка. www.sunjournal.com

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK