В феврале 1979 года в районе Умеда города Осака открылся отель Capsule Inn, придуманный архитектором Кисе Куракавой, участником авангардного арт-движения «Метаболисты». В отеле, по сути, можно было только спать.
Представьте ряд камер хранения, увеличьте их до человеческих габаритов, оснастите минимумом техники и окошками со шторкой – получится капсульный отель (или «капусэру хотэру»). Средний размер одной капсулы – 200x100x125 см. Капсулы выстраивают в два уровня по 8–10 штук. Выглядит очень футуристично.
Такси в конце 1970‑х (как и сейчас) в Японии стоило дорого, а ночь в капсуле обходилась всего в 1900 иен (745 рублей). Ныне средняя стоимость – 2000–4000 иен, тогда как за «нормальные» номера придется платить от трех до пяти раз больше.
Основными клиентами с тех пор остаются опоздавшие на пригородную электричку бизнесмены и загулявшие мужья, опасающиеся возвращаться домой в неподобающем виде. Поэтому открывают капсульные отели в районе железнодорожных станций и в увеселительных кварталах. Но иногда в «капсулах» живут безработные или бездомные – после мирового финансового кризиса это явление стало нередким. Например, в токийском Capsule Hotel Shinjuku 510 во время кризиса таким несчастным был каждый третий постоялец. Им капсулы сдавались за особую сниженную месячную плату.
Интересно, что женщин в капсульных отелях селят очень редко, обычно выделяя для них отдельный этаж. Считается, что они якобы чрезмерно шумят. Как водится, гостей с татуировками (которые по умолчанию считаются якудзами) вообще не пускают. Это касается даже европейцев, которые, впрочем, порой все же убеждают администрацию в своей непричастности к уголовному миру.
Другой пример минимализма – отель, в котором администрация и персонал не попадаются на глаза гостям. Самая известная в этой категории сеть – финская Omenahotelli, начавшая работать в Тампере в 2003 году. В Финляндии сейчас функционируют десять отелей, еще по одному – в Копенгагене и Стокгольме. В Omena нет портье и отдела по бронированию номеров. Вместо этого – единая система круглосуточного администрирования, с помощью которой можно заказать комнату через Интернет, тут же получить ее номер и персональный код замка. Приезжаешь, вводишь код, заселяешься. Позавтракать можно в соседнем кафе, с которым отель заключил договор, показав печатное подтверждение бронирования. Цена за номер на момент написания статьи – 55,90–65,90 евро.Сейчас в Японии существует более 300 капсульных отелей. Новые номера оснащены телевизорами с наушниками, радио, блоком кнопок, с помощью которых можно менять уровень освещенности, переключать каналы, в том числе и платные кабельные. Опционально появляется интернет-соединение.
Один из самых крупных капсульных отелей – Green Plaza Shinjuku Capsule. В нем 630 комнат, снять номер, в пересчете на российскую валюту, стоит около 1440 рублей. Размеры «комнаты», правда, даже меньше вышеназванных – 190x100x90 см. Поскольку удобства, в обычной гостинице располагающиеся прямо в номере, в капсуле, естественно, не помещаются, весь отель разделен на функциональные зоны. Рядом с рецепцией – общая комната отдыха, где можно поработать в Интернете. Несколько этажей заняты непосредственно капсулами. Отдельные этажи занимают
общий туалет и просторные душевые с бассейном, джакузи. Перед входом сюда – ряды шкафчиков для личных вещей. По соседству – комната массажа. На крыше сезонно доступны еще одна джакузи и горячая купальня с минеральной водой – «онсен». Бесплатно: шампунь, мыло, зубная щетка, полотенце, бритва и халат. Почти курорт. Но бывалые советуют носить с собой затычки для ушей – стены тонкие, а посетители бывают пьяные или шумные.
Порядок заселения таков. По прибытии гости оплачивают номер, сдают багаж на рецепцию, надевают юката (легкое хлопчатобумажное, льняное или пеньковое кимоно), кладут обувь в хранилище, потом меняют ключ от него на ключ от шкафчика для одежды. Далее помывка и сон – чек-аут обыкновенно в 9–10 утра, за опоздание – штраф.
Другие страны пробуют перенять опыт японцев, но заманивают клиентов не ценами, а экзотикой. Например, варшавский Wilson Hostel предлагает капсульную зону как один из вариантов проживания, позиционируя его в качестве «традиционно японского».
Многие гостиницы, считающиеся в Европе капсульными, на самом деле таковыми не являются. Там по номеру можно ходить. Комнаты в отелях Yotel, открытых в Нью-Йорке, а также в аэропортах Heathrow, Gatwick (Лондон) и Schiphol (Амстердам), похожи уже на небольшие, «космические», но все же каюты. Здесь есть и душ, и заказ
еды. Четыре часа отдыха в стандартном номере стоят 25 фунтов, ночь – 55 фунтов.
Сеть EasyHotels также просто пытается впихнуть все необходимое в крохотную комнатку, похожую на туалет в самолете, – в Лондоне за нее придется заплатить 36 фунтов. За наличие телевизора и окна – дополнительная сумма.
Названный капсульным отель «воздушный экспресс» в Шереметьево вообще похож на обычную гостиницу. Самый маленький номер по типу каюты здесь – 7,5 квадратных метров. Самый большой – 22 квадратных метра.
Комментарий психолога
Инна Городецкая, кандидат психологических наук, доцент, бизнес-тренер, консультант, автор боле 60 научных работ:
– Относительно капсульных отелей и отелей без обслуживания могу сказать, что они имеют абсолютно выраженное функциональное назначение – недорогой ночлег. Конечно, по сравнению с полноценными отелями психологического комфорта в них меньше, так же как и физического. Однако если человек не страдает клаустрофобией или другими видами расстройств, провести ночь в таком месте вполне безопасно для психики. Естественно, при условии, что постоялец сам выбрал такой вид ночлега и знает, зачем ему это нужно (например, из соображений экономии), то есть у него есть четкая мотивация.
Ближе всех к японскому оригиналу подобралась капсула Sleepbox, разработанная российской компанией Arch Group в 2009 году. В 2011 году фирма поставила в том же Шереметьево первую, презентационную капсулу. По сути, Sleepbox – маленький дом размером 2×1,4×2,3 метра в высоту. Внутри стандартная односпальная кровать (2×0,6 м), которая, впрочем, может иметь до трех ярусов – для семейного отдыха. При необходимости, здесь могут поставить холодильник, откидной стол, телевизор, розетки, будильник, дать пароль от Wi-Fi. Корпус – из МДФ (дерева), металла и пластика. Постельное белье – гибкая лента из вспененного полимера с поверхностью из целлюлозной ткани, которую можно перематывать, сменяя постель. Перед «въездом» постояльцев комната обрабатывается кварцевыми лампами.
Авторы проекта предполагают, что такими боксами можно заполнить, к примеру, хостел, не тратясь на строительство и быстро меняя планировку. Их можно размещать в свободных пространствах аэропортов и вокзалов. Или даже на улицах в теплых странах. Ориентировочный тариф – 10 долларов за час, 60 – за ночь.
Sleepbox явно учел российские представления о компактном проживании, поскольку очень похож на железнодорожное купе. Возможно, благодаря этому ассоциативному ряду россияне легко примут новшество.
Пока же мы не готовы спать в японских капсулах, хоть они и дешевы. Вероятно, виной тому – менталитет. Японцы привыкли жить в маленьких квартирах с минимумом мебели. (Не зря традиционный японский интерьер до сих пор остается образцом
минимализма.) Они с готовностью отказываются от излишеств, экономят на электроэнергии. Для них комната, в которой можно только лишь спать, вполне приемлема. Вспомним, тем не менее, что население Земли постоянно растет, а места для строительства в больших городах остается все меньше. А значит, вполне возможно, скоро всем нам придется жить, что называется, «в тесноте, да не в обиде», и привыкать к пока кажущимся спартанскими условиям.