Налог на сахар. Как борются со сладкоежками
То, что сахар, как наркотик, вызывает привыкание и зависимость, известно давно. Наш мозг «любит» сахар и получает от него удовольствие. За последние 50 лет мировое потребление сахара выросло в три раза: если наша бабушка ела одну конфетку, то мы с вами в той же ситуации уже едим три. Поэтому сегодня Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует национальным правительствам вводить специальные акцизы на сахар и сладкие газированные напитки. Считается, что благодаря этим мерам потребление сахара будет частично ограничено. Стоит напомнить, что акциз – это специальный налог, который имеет целевые функции. Доходы от него идут на вполне конкретные цели: акциз на бензин поступает на ремонт и строительство дорог, акциз на сахар должен тратиться на здравоохранение, например, на программы по борьбе с ожирением, диабетом, на пропаганду физической активности и здорового питания.
Сегодня «налоги на сахар» и сладкие напитки полностью или частично введены в Дании, Франции, Великобритании, Норвегии, Ирландии, Мексике и некоторых американских штатах. Ведутся дискуссии о введении «налога на сахар» и в России, правда, пока отраслевые лоббисты пресекают подобные шаги со стороны правительства.
ВОЗ рекомендует облагать сладкие напитки как минимум 20%-ным дополнительным налогом, при этом подсчитано, что введение больших налогов (от 20 до 40 %) фактически не имеет особого эффекта в борьбе с избыточным весом. Подорожание банки газировки на 20 % приводит в среднем к снижению индекса массы тела всего с 40,00 до 39,98.
В США на федеральном уровне «налог на сахар» вводить не планируется, эта мера отдана на откуп штатам и отдельным муниципалитетам. Пока «сладкий налог» ввели только два американских штата: в 1951 году это сделала Западная Виргиния, в 1992-м – Арканзас. Нельзя сказать, что результат оказался позитивным: в обоих штатах акциз не уменьшил количество людей с избыточным весом, даже наоборот. Западная Виргиния сегодня занимает третье место в США по количеству людей, страдающих ожирением (34,5 %), Арканзас – четвертое. При этом в штате Арканзас, где налог ввели в 1992 году, количество людей с избыточным весом за последние 20 лет выросло в два раза: в 1993 году их было 17 %, сегодня – 33,8 %. Эти темпы существенно превышают средние по США. Позитивный опыт продемонстрировал город Беркли в Калифорнии. Здесь в 2016 году были введены городские налоги на сладкие напитки, и в итоге порции газировки снизились в объеме на 52 %, а на 29 % возросло потребление чистой воды.
Введение налогов на продукты питания может сильно ударить по бизнесу. Яркий пример – Дания, чей рынок существует в условиях открытого рынка Европейского союза. Дания первой в мире ввела налог на газированные напитки – еще в 1930 году, в разгар мирового экономического кризиса. Ставка налога составляла от 0,1 до 0,28 доллара за литр, в зависимости от количества сахара в напитке. В 2013 году из-за того, что датский рынок заполнила дешевая газировка из соседних стран, налог пришлось отменить. Из-за приграничной торговли датский бюджет ежегодно недополучал 38,9 млн евро в виде НДС – деньги уходили в Швецию и Германию.
К слову о Германии. В мае 2018 года около 2000 немецких врачей (1300 детских врачей, 222 диабетолога, 58 врачей-преподавателей и другие) написали коллективное обращение к канцлеру Ангеле Меркель, потребовав введения федерального «налога на сахар», запрета на рекламу сладких продуктов для детей, специальной маркировки для товаров с повышенным содержанием сахара, соли и жира. Также немецкие врачи прямо обвинили корпорацию Coca-Cola в эпидемии диабета и ожирения в Германии. Было заявлено, что продавцы кока-колы используют те же маркетинговые приемы, что и продавцы сигарет, только еще и распространяют действие своей рекламы на детскую аудиторию. В ответ Coca-Cola пообещала с 2020 года снизить содержание сахара в баночках для немецких потребителей на 10 %. Что же касается немецкого правительства, то партия социал-демократов, состоящая в Большой коалиции с партией Ангелы Меркель, поддержала предложение врачей.
Одной из первых стран, которые ввели полноценный «налог на сахар», стала Мексика. Перед нами яркий пример того, что бывает, когда «продуктовые налоги» внедряются в стране с преимущественно бедным населением. Казалось бы, введение в 2014 году 10%-го «налога на сахар» в Мексике было логичным: страна имеет худший показатель в мире по количеству страдающих избыточным весом. Вот только бремя налога легло на бедняков – основных потребителей калорийной и низкокачественной еды. Они тратили на еду 11,25 % своего дохода, в то время как представители среднего класса – всего 4,9 %. В итоге 63,7 % налога на сахар были собраны в низшей социальной группе, почти половина которой живет в нищете.
Через год цены на безалкогольные сладкие напитки выросли на 9–18 % в зависимости от тары, продажи газировки упали на 12 %. После введения акциза в Мексике закрылись около 30 тыс. магазинчиков, в которых под действие «сладкого налога» попадало более половины товара. А работа в таких магазинах приносила доход 600 тыс. человек, поэтому среди беднейших слоев населения подскочила и безработица. Бедные стали еще беднее. Через два года эксперимента продажи «джанкфуда» несколько снизились, а мексиканский бюджет получил около 2 млрд долларов «сладких» денег.
В 2016 году правительство Великобритании, тогда еще во главе с Терезой Мэй, анонсировало введение в стране полноценного «налога на сахар». Первоначально Франция и Великобритания лоббировали введение общеевропейского прогрессивного налога на сахар, но Еврокомиссия отклонила эту инициативу. После того как Великобритания решила выйти из ЕС, Лондон объявил о введении налога в одностороннем порядке. Согласно новой ставке, если в баночке газировки содержится от 5 до 8 г сахара на 100 мл жидкости, дополнительный налог составит 18 пенсов (15 рублей), если более 8 г – 24 пенса (20 рублей). Датой введения налога назначили апрель 2018 года, бизнесу дали два года на то, чтобы перестроиться. Половина производителей, дабы избежать уплаты налога, пошла на уменьшение содержания сахара в напитке – так сделала, например, компания Irn-bru. Некоторые производители вообще заменили в своей продукции сахар на более дешевый аспартам, который не облагается акцизом, и в результате только выиграли от введения нового налога. А вот Coca-Cola, Pepsi и Red Bull отказались менять рецептуру напитков и решили повысить стоимость баночки, одновременно уменьшив ее объем. Подсчитано, что производители, которые отказались снижать количество сахара в продукции, будут ежегодно приносить британскому бюджету около 240 млн фунтов.
Проблема ожирения в Великобритании стоит остро: ежегодно «побочные эффекты» от этого заболевания обходятся правительству в 5,1 млрд фунтов, и к 2050 году эта цифра, если ничего не изменится, будет составлять 9,7 млрд. Английские подростки в среднем ежедневно потребляют сахара в три раза больше нормы: вместо 7-9 ложек в день они едят до 30 ложек сахара. Поэтому сейчас около трети британских ребят страдают ожирением, 80 % из них сохранят этот порок и во взрослом возрасте. Всего ожирение затронуло в той или иной мере около 15 млн британцев.
Что даст «налог на сахар», помимо денег? Поставлена амбиционная цель: к 2030 году вдвое снизить количество детей с ожирением. Благодаря «налогу на сахар» с полок магазинов суммарно «пропало» 45 тыс. т сахара, и это позволит спасти 80 тыс. жизней в рамках одного поколения, отучая людей от пагубного пристрастия. Также «налог» сможет предотвратить около 3,7 млн случаев ожирения в ближайшие десять лет. Цена этому – сокращение 5 тыс. рабочих мест. Собранные деньги планируется направить на программы развития физической активности среди подростков.
Однако сегодня «налог на сахар» в Великобритании под угрозой и может быть отменен всего через два года после введения. Еще летом 2019-го его планировали распространить на «британские доминионы», в частности на Австралию и Канаду, но новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон высказался резко против подобных налогов. Как истинный консерватор он считает любое дополнительное регулирование злом. «Законодательные инициативы не должны превращать государство в няньку для народа. Каждый сам должен отвечать за свое здоровье».
Одна из самых катастрофических ситуаций относительно сахара складывается в Китае. В прошлом году в недрах местного политбюро впервые стали обсуждать введение в Поднебесной «налога на сахар». Дело в том, что с 1998 по 2008 год в Китае в два раза подскочило потребление газированных напитков, причем большую часть статистики обеспечивают дети. В 2008 году в китайских городах каждый ребенок в среднем выпивал 1,5 л сладкой шипучки в день. Такая газировка стала основным триггером детского ожирения в стране, Китай вышел на первое место в мире по этому показателю! С 1985 по 2015 год в городах число детей, страдающих ожирением, выросло в 25 раз (!), а в деревнях, где питание еще более скверное, в 45 раз (!!!). В среднем по стране от ожирения страдают 16,4 % молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, а в 2030 году их будет 28 %. Китайские экономисты настойчиво призывают идти путем Мексики и Великобритании: запрещать, запрещать и запрещать.
Газированные напитки стали неотъемлемой частью обедов, ужинов, перекусов, прогулок, киносеансов и даже Нового года. Фото: Jessica Hill, www.foxbusiness.com
Какова ситуация с «налогом на сахар» в России? Еще в 2015 году депутаты от партии «Справедливая Россия» предлагали ввести акцизы на сладкую газировку и чипсы как на основную «вредную еду». Их логика была проста: условная «тарелка супа» должна стоить дешевле пачки чипсов. Инициатива поддержки не нашла, но в 2016 году правительство предложило расширить список «санкционных» товаров за счет сладкой газировки и пальмового масла. Лоббисты «пальмы» отбились, а претензии к производителям газировки правительство сняло само. Дело в том, что «Кока-Кола-Россия» около 85 % составляющих закупает у отечественных производителей, обеспечивая около 10 тыс. рабочих мест напрямую и около 60 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Производство большинства иностранных газированных напитков практически полностью локализовано в России. К тому же «Кока-Кола Россия» входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. Убивать курицу, которая несет золотые яйца, никто не собирается даже ради здоровья нации.
В 2018 году ввести «налог на сахар» предложила министр здравоохранения Вероника Скворцова. Есть ли для этого показания? По данным за 2017 год, средний россиянин потребляет 130 % нормы сахара и кондитерских изделий. В самой трудоспособной группе населения (от 35 до 44 лет) ожирением страдают 25 % женщин и 27 % мужчин, в «предпенсионной группе» – 36 % мужчин и 52 % женщин. За последние восемь лет количество мужчин с ожирением выросло с 12 до 27 %.
Цифры по безалкогольным напиткам оптимистичнее. В России их выпивают 82,4 л в год на человека, тогда как в странах Европы – 198 л, в США – 287 л. К тому же в России пьют очень мало натуральных соков, всего 15 мл в день на человека (на донышке стакана), в то время как рекомендация ВОЗ составляет 150 мл в день (полтора стакана). Однако главный вывод из всей этой статистики весьма печальный: мы по-прежнему очень бедная страна и продолжаем в основном пить и кипятить воду из-под крана. Нам не до сладкой шипучки.
Что может дать «налог на сахар» в России? На данный момент на сахар у нас действует льготная ставка НДС, также она распространяется на фруктовые соки (с натуральным сахаром) и безалкогольные напитки. С 2004 года в стране взимается дополнительный налог на импортный сахар, что позволяет в какой-то мере защитить отечественных производителей. В 2017 году экспорт сахара впервые превысил импорт, то есть теоретически сегодня у нас есть потенциал для самообеспечения сахаром. Россия производит около 6,1 млн т сахара в год. Для сравнения: крупнейший в мире производитель сахара Бразилия поставляет за рубеж 25 млн т ежегодно.
Считается, что «налог на сахар» в первую очередь ударит по производителям натуральных соков, но это не так. Согласно регламенту Таможенного союза, в детские фруктовые соки вообще запрещено добавлять сахар. Можно – только в нектары, но из соков и нектаров россияне получают только 2 % потребляемого сахара. А большую его часть мы берем из дешевой «мусорной» еды: булочек, конфет, шоколадных батончиков и фаст-фуда. В данном вопросе, конечно, можно пойти путем Финляндии, которая недавно ввела 10- и 20%-е налоги на кондитерские изделия. Вот только финский спрос на них не сдвинулся ни на йоту: финны едят столько же пирожных, что и раньше. Можно сделать вывод, что в ближайшее время введение дополнительного «налога на сахар» России не грозит. Сладкоежки могут спать спокойно.
Фото: Nevodka, www.independent.co.ukОбщество
Сергей Шклюдов