Холостякам просьба не беспокоиться
Машина воспроизводства населения поставлена на паузу. В 2023 году в России была зафиксирована самая низкая рождаемость с 1999 года (тогда после дефолта 1998 года в стране родилось всего 1,214 миллиона детей). В 2023 году же в России появились на свет всего 1,264 миллиона детей (в 2022 году – 1,304 миллиона детей). Люди поняли, что период политических шоков и экономической нестабильности, видимо, надолго и отложили рождение первого/второго ребенка на более стабильные времена. Осознав это, российские власти кинулись экстренно спасать положение.
Ушедший 2024-й год в России имел официальный статус «года семьи». В указе президента значилось, что 2024 год «объявлен годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных ценностей». Поэтому нет ничего удивительного в том, что на протяжении всего прошедшего года депутаты и общественные деятели соревновались в выдвижении различного рода инициатив, призванных стимулировать воспроизводство населения России. Причем речь шла не только о многочисленных «пряниках», но и многочисленных «кнутах». «Законодательный всплеск» начался еще в декабре 2023 года и продолжался до конца декабря 2024 года. С одной стороны, в прошедшем году был увеличен и проиндексирован «материнский капитал», который с 2020 года выплачивается в том числе и на первого ребенка. В 2024 году первый ребенок приносил в семейный бюджет 630 000 рублей (было 587 000 рублей), второй и последующие дети – 833 000 рубля (было 775 000 рублей). Также до 2030 года была продлена программа «семейной ипотеки», взять которую можно под 6 % (при том, что средняя ставка по ипотеке в России в 2024 году составила 22 %). Так же планируется распространить ее действие и на вторичный рынок жилья. С другой стороны, власти укрепляли институт семьи не только мотивационными мерами. Последовал целый ряд запретов, было принято несколько ограничительных законов, предусматривающих наказание как за распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, так и за пропаганду «деструктивных идеологий» (например, «свобода от деторождения») и «деструктивных субкультур». Так же на карте России появилось все больше регионов, где частные клиники отказываются от проведения процедуры аборта. Из всего вышеперечисленного становится понятно, что, помимо многочисленных внешнеполитических проблем, правительство обозначило ключевую внутриполитическую проблему – русскую демографию. Однако среди многочисленных поощряющих и запретительных законов, законопроектов и инициатив, бурю возмущения, сотни статей и колонок и ожесточенные общественные дискуссии формата «все ругаются со всеми» вызвала только одна инициатива – инициатива введения «налога на бездетность». Несмотря на то, что идею возвращения к советскому опыту продвигали многочисленные публичные спикеры, население ощетинилось и ответило на данную инициативу резко отрицательно. Политическое руководство очень чутко прислушивается к «гласу народа», боясь в чем-то пойти против мнения большинства населения. Если это так – то бояться возвращения «налога на бездетность» не стоит. Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМ, только 24 % россиян поддерживают идею возвращения «налога на бездетность», причем обычно это люди старшего возраста, чьи репродуктивные способности уже остались позади. Среди тех, кто застал советский опыт «налога на бездетность» или даже сам платил данный налог – сторонников его возвращения
32 %. Противников «демографического налога» 67 %, причем 66 % опрошенных считают, что введение карательного налогообложения для бездетных никак не повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Согласно же октябрьскому опросу портала SuperJob, число противников нового/старого налога среди трудоспособного населения еще выше – 87 % социально активных граждан высказались «против» (61 % – резко против и 26 % – скорее против). Причем наиболее негативно относятся к «налогу на бездетность» жители обеих столиц: против высказалось 94 % москвичек и 84 % москвичей; так же «против» 86 % жителей Петербурга. Помимо всех остальных, крайне негативно относятся к новому налогу представители поколения «зумеров»
(«поколение нулевых», рожденные в 2000–2011 году). Среди них «налог на бездетность» не поддерживают 89 % опрошенных. Так почему же инициатива возвращения в той или иной форме к «налогу на бездетность» вызвала такие бурные общественные дискуссии, будто «палку воткнули в муравейник»? Почему многие страшатся возвращения к советскому опыту стимулирования рождаемости, а многие, наоборот – мечтают снова реализовать социалистические практики социальной инженерии? Попробуем разобраться.
От Рима до Румынии, или опыт других стран вчера и сегодня
Обычно мы думаем, что «налог на бездетность» – атрибут сугубо эпохи «восстания масс», когда тоталитарные режимы при помощи репрессивных мер стремились к умножению населения. Так же «налог на бездетность» в нашем представлении является частью чуть ли не любой «социалистической утопии», от Советского Союза до Румынии Николае Чаушеску. Это и так, и не так. «Налог на бездетность» сопровождает современную цивилизацию со времен Античности и до сегодняшнего дня. Впервые «налог на бездетность» появился еще в Древнем Риме. Правда, римляне увязывали данный налог не с преумножением населения Республики, а с уже приобретавшей статус священности частной собственностью. В 9 году нашей эры появился акт, который Советский энциклопедический словарь по демографии называет «одним из первых известных в истории примеров целенаправленных и последовательных мер в масштабах государства по укреплению семьи и стимулированию рождаемости». Речь идет о «Законе Юлия и Папия-Поппея» (Lex Julia et Papia Poppaea). Соавторами закона были римский император Август и два консула – Марк Папий Мутил и Квинт Поппей Секунд. Что самое забавное – оба консула были холостяками и сами попадали под «каток» своего же собственного закона, согласно которому холостяки и бездетные мужчины существенно ограничивались в правах. Цель закона – «сохранение нравов» путем поощрения брака. Если вдовец спустя год после смерти жены не женился заново – он попадал под дополнительное налогообложение. Вдовы же должны были снова выйти замуж спустя полгода после смерти предыдущего мужа, причем повторный брак вменялся в обязанность, даже если женщина была уже в возрасте и старше 50 лет. Если же мужчина оказывался бездетным, то он ущемлялся в своем главном праве – он не мог наследовать или оставлять наследство. Свое имущество и накопления можно было передать только своим детям. Иначе полученное наследство приходилось «выкупать» за полную стоимость у государства (если же ты женатый, но бездетный – за 50 % стоимости). Если же у тебя и перед смертью не образовалось детей – тебе некому было передать свое имущество далее, и оно отходило в пользу государства. Причем важно отметить, что не состоящие в браке мужчины и женщины считались «бездетными» автоматически, даже если у них потом появлялись дети. Чтобы освободиться от «налога на бездетность» и избавиться от драконовского налога на наследство, надо было «оформить свои отношения официально».
Римская пара. Иллюстрация: British Library, flickr.com
Спустя почти две тысячи лет повторить опыт древних римлян попытался основатель Нового Рима – Бенито Муссолини. Лидер фашистской Италии очень переживал по поводу вопросов демографии и боялся, что итальянцы как нация просто растворятся в современном мире. «Давайте проясним: что такое 40 миллионов итальянцев по сравнению с 90 миллионами немцев и 200 миллионами славян? Что такое 40 миллионов итальянцев по сравнению с 40 миллионами французов и 90 миллионами жителей французских колоний, или 46 миллионами англичан и 450 миллионами жителей британских колоний?» При этом у тогдашней Италии не было особых проблем с воспроизводством населения, но дуче хотел, чтобы число итальянцев умножалось ускоренными темпами. Ему были нужны солдаты и население для освоения новых колоний (Ливии, Эфиопии и Сомали). Муссолини считал холостых мужчин безответственными мужчинами и поэтому уже спустя год после сосредоточения в своих руках абсолютной власти, а именно 6 декабря 1926 года дуче публикует закон о «налоге на бездетность». Бездетные мужчины в возрасте от 25 до 35 лет платили 70 лир в месяц, бездетные мужчины от 50 лет – уже 100 лир в месяц. Налог два раза повышался – в 1934 и 1937 годах. Планировалось, что налог на бездетность пополнит казну в среднем на 40–50 миллионов лир в год. Пополнение бюджета произошло, а всплеска рождаемости – нет. В 1943 году режим Муссолини пал, а вместе с ним пропал и «налог на бездетность». Правда, в истории демократической Италии были неоднократные попытки вернуться к данной теме, но последняя из них относится аж к 1999 году. Все попытки потерпели неудачу.
Заметка из газеты The Argus (8 декабря 1926 г.) о налоге на холостяков. trove.nla.gov.au
Что же касается опыта социалистических стран, то, помимо опыта Советского Союза, который мы подробнее рассмотрим далее, стоит обратить внимание на два кейса – на пример социалистической Польши, которая попробовала, но не стала упорствовать, и на опыт «гения Карпат» Николая Чаушеску, который упорствовал до последнего. В Польше «налог на бездетность» действовал с 1946 по 1973 год, далее новый первый секретарь Польской Объединенной рабочей партии Эдвард Герек предпочел отменить раздражающий население налог, надеясь, видимо, снискать этим любовь народных масс. Пока же «налог на бездетность» действовал, то взимался он с 21 года (далее – с 25 лет). Платили его все граждане, которые к данному возрасту не вступили в брак и не завели детей. Налог забирал существенную часть зарплаты: если гражданин получал больше 9420 злотых в год, то он платил 20 % от дохода, если же больше 11 640 злотых в год – 30 %.
Румынский лидер Николае Чаушеску (1965–1989) был подлинно озабочен вопросами «преумножения населения». И ему это удалось, правда, путем очень жесткой демографической политики. В Румынии были введены не только «налоги на бездетность» (1967 год), которые составляли до 20 % от зарплаты, но и полный запрет абортов (они были разрешены только для женщин старше 45 лет, уже родивших пятерых детей) и полный запрет противозачаточных средств. Женщины фертильного возраста обязаны были раз в месяц посещать гинеколога и давать отчет о своей половой жизни. В итоге, если в момент прихода Чаушеску к власти население Румынии составляло 19 миллионов человек, то уже через десять лет население социалистической республики выросло до 21,5 миллиона человек. Более того, после отмены демографических законов в 1986 году тренд на высокую рождаемость какое-то время сохранялся, ибо общество приняло новую норму и выработало соответствующую модель поведения. Однако потом все «вернулось на круги своя». По результатам 2023 года население Румынии составило 19,06 миллиона человек, а в 2024 году перешагнуло черту к 18 миллионам человек.
График рождаемости и смертности в Румынии с 1950 по 2050 г. Иллюстрация: Datavizzer, United Nations, World Population Prospects. commons.wikimedia.org
Что же касается капиталистических стран, то сегодня с «демографическим стимулированием» заигрывают разве что страны Юго-Восточной Азии. В Южной Корее в 2010 году Министерство охраны здоровья призвало частные компании каждую третью среду месяца устраивать так называемый «семейный день», то есть ровно в 19:00 отключать в офисах электричество, тем самым заставляя работников не сидеть на работе допоздна, а отправляться домой к жене, исполнять семейный долг вместо трудового долга. Сначала необычная мера принесла некоторые результаты. Если в 2010 году в Корее родилось 470 000 детей, то уже в 2012 году – 484 000 детей. Однако потом офисные работники привыкли к «новому выходному», и рождаемость резко пошла на спад.
Семья на отдыхе. Фото: 達志影像歐新社, news.tvbs.com.tw
Сегодня Южная Корея – страна с одним из самых низких уровней рождаемости на планете. В 2020 году здесь был зафиксирован самый низкий коэффициент рождаемости в мире – 0,84 ребенка на 1 женщину. Соседями корейцев по демографической яме являются Гонконг и Сингапур. В Сингапуре, государстве хотя и процветающем, но крайне авторитарном (прозванном «Диснейленд со смертной казнью»), недавно был введен запрет на строительство маленьких квартир с одной спальней. Якобы такие квартиры по большей части покупают и «окукливаются» в них закоренелые холостяки. Забавно, что в 2024 году подобную инициативу – ограничить продажу однокомнатных квартир для повышения рождаемости – предложили и в Совете Федерации. Сенаторы ссылались на опыт Москвы, где с 1 августа 2024 года вступил в силу запрет на строительство новых квартир площадью меньше 28 квадратных метров (для двухкомнатных минимальный размер – 44 квадратных метра). Однако депутаты верхней палаты парламента не стали рассматривать подобную инициативу. Возобладала точка зрения, что россияне покупают «микро-квартиры» не от хорошей жизни и не потому, что не хотят иметь детей, а из-за запредельной стоимости столичного жилья.
Иллюстрация: pikisuperstar, ru.freepik.com
Если же еще раз взглянуть на Европу, то тут можно отметить скромный опыт Финляндии, где «налог на холостяков» действовал с 1935 по 1975 год. Платили его начиная с 24 лет. Сначала налог был введен в виду общей очарованностью «нордических» стран евгеникой, а потом «налог на бездетность» просто прижился. Однако потом налог был отменен «в виду того, что не оказывал никакого влияния на демографическую обстановку».
Несмотря на то что «налог на бездетность» уже ушел в прошлое и больше не рассматривается как инструмент для регулирования рождаемости, предложение о его повторном введении продолжают гулять по постсоветскому пространству – от Украины до Эстонии. В 2012 году в Киеве депутатами от «Партии регионов» Виктора Януковича было предложено стимулировать рождаемость громадян при помощи налоговых вычетов. В законопроекте говорилось, что если гражданин Украины к 30 годам не обзавелся детьми, то его ставка НДФЛ будет составлять 17 %; если же у гражданина в семье от 1 до 2 детей, то ставка будет составлять 15 %; если 3–4 детей – ставка 10 %, если 5 детей и более – ставка 5 %. В Эстонии же в 2022 году обсуждалась идея «позитивного налога» под маркой «налога на единение», который явился бы дополнительным универсальным налогом (по примеру «налога на солидарность»), который бы платили все жители республики и средства от сбора которого шли бы на решение проблем материнства и детства, на выплату «детского пособия, на которое можно жить». Идея не была поддержана.
Советский опыт борьбы с бездетностью
Первая редакция «налога на холостяков, одиноких и бездетных граждан» появилась в Советском Союзе 21 ноября 1941 года. Введение «налога на бездетность» напрямую было связано с началом Великой Отечественной войны. Руководство страны понимало, что война принесет за собой огромные демографические потери и кривая народонаселения резко пойдет вниз. Также война принесет за собой большое количество сирот и беспризорников. На их содержание и воспитание в условиях войны и послевоенного восстановления понадобятся большие деньги. Поэтому нужен был конкретный механизм «сглаживания» демографического кризиса.
Константин Титов «В семье». 1947 г. artchive.ru
Частью этого механизма и стал «налог на бездетность». Согласно редакции 1941 года, «налогом на бездетность» облагались мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. Если ваш заработок составлял меньше 150 рублей в месяц – вы платили 5 рублей налога, если больше 150 рублей в месяц – вы платили 5 % налога, то есть от 7,5 рублей в месяц. Бездетные колхозники облагались «повинностью» в размере 100 рублей в год. Самое забавное, что советский «налог на бездетность» носил дискриминационный характер в отношении… мужчин. Мужчины платили его в любом случае, женщины же – только если официально были замужем. Поэтому в народе «налог на бездетность» прозвали просто – «налог на яйца». Для мужчины иметь «ребенка на стороне» считалось приемлемым, женщине же растить «ребенка без отца» – неприличным. Так же следует обратить внимание на любопытную деталь – «налог на бездетность» начинал зачисляться уже на следующий же месяц после заключения брака. Получается, что дети в семье должны были появляться уже «на следующий же день». Додумались скорректировать данную меру только в 80-е годы, дав молодоженам год срока на заведение первого ребенка.
Первая редакция «налога на бездетность» имела множество юридических лакун, поэтому 8 июля 1944 года Верховный совет выпустил вторую редакцию «налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». «Нормальной» теперь считалась семья, в которой воспитывалось трое детей. Поэтому «налог на бездетность» получил градацию. Те, кто получал меньше 70 рублей в месяц, – выводились из-под налогообложения (ведь на такие деньги даже одного себя сложно содержать); те, кто получал более 91 рубля в месяц, – платили 6 % от зарплаты; те, кто получал от 70 до 91 рубля в месяц, платили от 6 до 0 % (если в семье не было детей – 6 %, если был один ребенок – 1 %, если двое детей – 0,5 %, если трое детей – 0 %). Именно поэтому в названии закона слово «бездетные» было заменено на «малосемейные». Маленькое количество детей (1–2 ребенка в семье) теперь тоже считалось «отклонением от нормы». В среднем одному среднестатистическому бездетному гражданину СССР мужского пола «налог на бездетность» обходился в 5–12 рублей в месяц. Если брать среднюю зарплату за 2024-й год, то сегодня аналогичный налог составлял бы порядка 5000 рублей в месяц.
«Налог на бездетность» не был универсальным. От него освобождались многие категории населения. Не платили «за бездетность» те, кто не мог иметь детей по состоянию здоровья, или же супруги, которым было противопоказано деторождение (их дети могли родиться инвалидами). Так же освобождались от уплаты долга Родине военнослужащие срочной службы и их жены (офицеры, находящиеся в составе Вооруженных сил на постоянной основе, тоже платили «налог на бездетность»). «Семейным налогом» не обременяли студенчество и учащихся средних учебных заведений (мужчин до 25 лет, женщин до 23 лет). Так же освобождались от демографической повинности пенсионеры, досрочно вышедшие на пенсию или по выслуге лет, или после работы на вредном производстве, а также те, кто работал в регионах Крайнего Севера вахтовым методом или занимался промыслами. Интересно отметить, что сбор «налога на бездетность» тут же прекращался, если семья усыновляла/удочеряла ребенка (хотя общее количество детей в системе от этого не увеличилось). Если же в семье умирал единственный ребенок, то уже на следующий же месяц родителям приходила квитанция «налога на бездетность». От выплаты освобождались только те семьи, чей ребенок погиб или пропал без вести в ходе Великой Отечественной войны (считалось, что такая семья уже отдала долг Родине).
В 1946 году в закон были внесены дополнения, освобождавшие от уплаты «налога на бездетность» монахов и монахинь православного и иных вероисповеданий, давших обет безбрачия. В 1949 году «налог на бездетность» был существенно повышен для сельских жителей. Несмотря на коллективизацию и войну, массовый голод 1932–1933 и 1946–1947 годов, именно крестьянство оставалось последним ресурсом системы, который еще можно было «выжимать без остатка». Колхозники должны были плодиться из последних сил. Иначе бездетный крестьянин обязан был платить 150 рублей в год, имеющий одного ребенка – 50 рублей год, двух детей – 25 рублей в год, и только третий ребенок освобождал крестьянина от «налога на бездетность».
Первоначально считалось, что «налог на бездетность» будет временной мерой, призванной стимулировать рождаемость в послевоенное время. Государству необходимо было хоть как-то компенсировать чудовищные демографические потери, которые понес советский народ в ходе Великой Отечественной войны. Отчасти это удалось сделать. Не только «налог на бездетность», но и отсутствие контрацепции, и запрет абортов привели к тому, что в 1947–1956 годах в СССР наблюдался всплеск рождаемости. В итоге в СССР в 1955 году был даже отменен введенный Сталиным в 1936 году запрет абортов. На пике в СССР делалось до 7 миллионов абортов в год, к моменту краха СССР в 1991 году эта цифра снизилась до 4 миллионов. За 30 лет существования новой России количество абортов на территории бывшей РСФСР снизилось в 8 раз и сегодня составляет порядка 500 000 в год. Такие благоприятные показатели получены не в результате запретов или государственной политики, а вызваны в первую очередь «вторым демографическим переходом», когда женщины в рамках новой городской культуры резко повышают свой уровень образования, проводят переоценку ценностей и начинают осознанно планировать свою жизнь и заботиться о своем здоровье.
В период Оттепели советское население стабилизировалось, и надобность в «налоге на бездетность» как в инструменте демографического регулирования отпала. Однако власти не стали отказываться от дополнительного источника пополнения бюджета и «налог на бездетность» даже на несколько недель пережил Советский Союз, будучи ликвидированным 1 января 1992 года правительством Ельцина-Гайдара. В итоге вместо нескольких военных лет «налог на бездетность» просуществовал 51 год, превратившись под конец просто в еще одну доходную статью бюджета. Вряд ли для кого-то «налог на бездетность» служил стимулом к заведению детей, ведь содержание ребенка явно обходится дороже 5–12 рублей в месяц. К моменту Перестройки бессмысленность «налога на бездетность» стала очевидна и властям. Его отмена была запланирована на 1993 год. С 1 января 1992 года планировалось перестать взимать налог с мужчин, состоящих в браке, но не имеющих детей, а с 1 января 1993 года – распространить эту меру и на холостяков. Однако советский проект закончился раньше, чем «налог на бездетность» был отменен.
Налог на бездетность в Германии
Одной из немногих стран, где в определенной форме до сих пор существует «налог на бездетность», является ФРГ. Все население Германии поделено на шесть налоговых классов, в зависимости от семейного статуса и наличия детей. В итоге класс, описывающий «лиц, не имеющих детей и не состоящих в браке», платит существенно более высокие налоги, вплоть до 42 %. А ведь налоговые ставки в Германии имеют достаточно широкий диапазон, от 14 до 42 %. В итоге получается, что лица, не имеющие детей, платят намного больше налогов, чем люди, которые обзавелись семьей и детьми. На одиноких бездетных граждан падает основное налоговое бремя. Если вы одинокий человек с годовым доходом выше 60 000 евро или бездетная семейная пара с годовым доходом свыше 120 000 евро, то с сумм, превышающих данные показатели, готовьтесь уплатить 42 % налогов. С 1 января 2005 года бездетные немцы обязаны платить еще и дополнительный взнос в систему социального страхования. Причины бездетности значения не имеют. Государственная система считает, что бездетные люди в старости потребуют больших затрат на свое содержание со стороны государства, чем граждане, у которых есть дети и внуки. Освобождены от дополнительных взносов молодые люди до 23 лет, пенсионеры (рожденные до 1 января 1940 года), а также получатели пособия по безработице, военные и занятые на общественных работах. Освобождены от уплаты налогов и лица, чей доход ниже 9000 евро в год. Если семейная пара имеет доход меньше 18 000 евро в год на семью, она фактически освобождается от уплаты налогов.Иллюстрация: freepik, freepik.com
Обратная ситуация существует в соседней Франции. Там один ребенок может сэкономить вам до 1648 евро налогов в год, ведь семейная пара без детей платит 5472 евро налогов, а с детьми – уже 3824 евро налогов. Политика стимулирования рождаемости через налоговые вычеты существует и в России, однако в нашей стране налоговый вычет крайне маленький, то, что в народе называется «копеечный». В 2024 году сумма налогового вычета из НФДЛ на первого и второго ребенка составляла 1400 рублей в месяц (возврат по налоговому вычету составляет 13 % от суммы, или 182 рубля в месяц на ребенка), на третьего ребенка – 3000 рублей (390 рублей в месяц). С 2026 года суммы налоговых вычетов будут увеличены в два раза – необлагаемой станет сумма в 2800 рублей на первого и второго ребенка и 6000 рублей на третьего ребенка, то есть налоговый возврат составит, соответственно, 364 рубля и 780 рублей в месяц.
«Налог на бездетность» в современной России
За последние 25 лет тема возврата к «налогу на бездетность» по советскому образцу многократно появлялась в информационном пространстве. В 2003 году депутаты Госдумы предлагали вернуться к «налогу на бездетность» и взимать с работающих мужчин 3–5 % от размера заработной платы. Вырученные деньги предлагалось пустить на увеличение единовременного пособия при рождении ребенка до 10 000 рублей (средний размер оплаты труда в РФ в 2003 году составлял 5499 рублей). В 2005 году лидер «Деловой России» Борис Титов поднял очередную «демографическую панику», опубликовав доклад, в котором утверждалось, что к 2025 году население России сократится до 113,9 миллиона человек (то есть на 29,5 миллиона). Чтобы избежать этого, предлагалось ввести «налог на бездетность». Начинать платить такой налог предлагалось с 22–25 лет в размере 2 % от доходов до 100 000 рублей и 3 % от доходов свыше 100 000 рублей. В 2006 году по поводу «налога на бездетность» высказался и президент Путин В. В. Лидер государства заявил, что «принятие “налога на бездетность” не имеет под собой моральных оснований и принят такой закон быть не может». Идти надо не путем запретов, а путем стимулов. В итоге уже в 2007 году стартовала программа «материнского капитала».
В 2017 году депутат Мосгордумы от КПРФ Николай Губенко предложил обложить «налогом на бездетность» состоятельных москвичей, а собранные средства пустить на помощь многодетным семьям. Тогда же Институт демографии подготовил проект Федерального Закона о статусе многодетных семей, в который тоже была «прошита» идея «налога на бездетность». Все граждане, кому уже исполнилось 25 лет и кто не имеет противопоказаний к рождению детей, должны были бы платить 0,5 % своего дохода. Собранные деньги должны были пойти на серьезные доплаты многодетным семьям: 25 000 рублей в месяц для семей с 3–4 детьми; 45 000 рублей в месяц для семей с 5–7 детьми; и 100 000 рублей в месяц для семей с 8 и более детьми.
В 2020 году «Совет матерей» предложил ввести ежемесячный сбор в размере 300–500 рублей для репродуктивных мужчин и женщин, «сознательно отказавшихся от решения родить ребенка». По мнению организации, 500 рублей – справедливая цена для тех, «кто выбрал строить карьеру, жить для себя, путешествовать и получать образование». На этот раз ответило Министерство финансов, заявив, что «введение такого налога даже не обсуждается». Так же можно вспомнить и несколько весьма экзотических инициатив по «повышению рождаемости». В свое время лидер ЛДПР Владимир Жириновский (2010) предлагал выкупать у женщин, решивших сделать аборт, их будущего ребенка за 100 000 рублей. Родила – получила деньги – ребенка сдала государству. Так же некоторые депутаты Госдумы предлагали выпускать на волю женщин-заключенных в обмен на рождение ребенка. Ведь 45 000 женщин, осужденных за нетяжкие экономические преступления, это 45 000 потенциальных новых детей.
Настоящий взрыв предложений по поводу «налога на бездетность» произошел в конце 2023 года, когда стало понятно, что русская демография становится одной из важнейших тем для российской власти, а 2024 год будет объявлен годом семьи. Некоторые депутаты опять предложили вернуться к советскому опыту «налога на бездетность», а бездетных мужчин приравнять к «алиментщикам», которые «должны» не конкретной женщине, а всему обществу в целом. Собранные деньги предлагалось пустить на увеличение материнского капитала и «модернизацию детских домов». Как ни странно, но данная инициатива натолкнулась на критику депутатов-коммунистов, которые достаточно логично посетовали, что прежде чем вводить «налоги на бездетность», обществу необходимо обеспечить «советский уровень социальной защищенности» – от первого рабочего места для молодых специалистов и бесплатного жилья до бесплатных детских садов и бесплатного школьного питания. Критиками весьма верно было отмечено, что молодые семьи не заводят детей сугубо по экономическим причинам, потому что «сегодня рождение ребенка – это риск бедности и билет в один конец. Если рождение первого ребенка – это шаг в бедность, то второй ребенок – шаг в нищету». В целом власть осознала, что дальнейшее обсуждение «налога на бездетность» рискует излишне возбудить общество. Поэтому спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин призвал «не пугать общество крайностями вроде налога на бездетность», а своим коллегам-депутатам порекомендовал «сначала думать, а потом озвучивать инициативы». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков озвучил слова, что «введение налога на бездетность вряд ли повлияет на демографию». Однако общество, понимая, что демография день за днем захватывает умы правящего класса, стало опасаться любых крайних мер. Бензина в огонь плеснуло и октябрьское предложение директора Института социально-экономических исследований Александра Зубца обложить бездетные семьи ежемесячным «налогом на бездетность» в размере 40 000 рублей! Подобная инициатива вызвала взрыв эмоций, шквал критики и бурю негодования. Однако Зубец выстраивал свои логические рассуждения «от противного»: для того, чтобы вывести коэффициент рождаемости в России с нынешних 1,41 ребенка на женщину (2023 год) на отметку 2,2 ребенка на одну женщину (нулевой уровень, останавливающий убыль населения и обеспечивающий его воспроизводство), необходимо потратить на стимулирование рождаемости огромные суммы, порядка 10 триллионов рублей в год. Взять такие деньги сегодня просто негде, поэтому нам остается единственная схема финансирования демографического роста, чтобы бездетные «платили месячную зарплату» тем, у кого есть дети, то есть те самые 40 000 рублей на семью. По подсчетам Зубца «данная сумма позволяет содержать 1 ребенка, не впадая в бедность». При этом 40 000 рублей – это «не много, а мало, самый минимум!» Бездетные люди «экономят» огромные деньги, которые можно пустить на создание бесплатных кружков, детских садов, поликлиник и прямую адресную помощь многодетным семьям. Причем платить «налог на бездетность» должны люди старшего возраста, «которые детей уже никогда не заведут», то есть женщины после 35 лет и мужчины после 40 лет. Облагаться урезанным «налогом на бездетность» должны и «малодетные семьи», то есть семьи с одним ребенком.
Иллюстрации: pch.vector, freepik, freepik.com
Год семьи подошел к концу, и насколько можно понять из декабрьских заявлений президента и членов правительства, на данный момент власти решили сосредоточиться на привычных инструментах стимулирования рождаемости: индексировании «материнского капитала» и продления «семейной ипотеки». Возможно, появятся еще какие-то льготы. Что же касается «налога на бездетность», то крайне негативная общественная реакция в ноябре-декабре 2024 года надолго отвратила власти от подобной меры. Если идея введения в том или ином виде дополнительного налога для бездетных граждан и лежала на столе, то сегодня она убрана в долгий ящик. Холостяки могут не беспокоиться.
Общество
Сергей Шклюдов