Гранитный стол науки
Например, после того как в Праге – столице Центральной Европы – весной 1348 года по воле короля Карла IV был основан университет, туда сразу начали приезжать из других стран Европы – германских земель, Скандинавии, Польши, Венгрии. Студентов не пугало даже то, что первая недвижимость в распоряжение университета поступила только через десять лет после основания, а до этого заниматься приходилось в пражских монастырях и костелах. Несмотря на национальную пестроту, все более или менее друг друга понимали, поскольку знали латынь – универсальный язык людей ученых или желающих таковыми стать. На латыни велись занятия, по книгам на латыни учащиеся готовились к ним, и на латыни же студенты за кружкой пива перемывали кости преподавателям, среди которых также встречались выходцы из самых разных стран и земель.
На факультете свободных искусств (еще его называли артистическим) обучение обычно длилось 5–7 лет, за которые студент становился сначала бакалавром, а затем магистром искусств (обычно эту степень не мог получить человек моложе 21 года), после чего можно было продолжить обучение на одном из высших факультетов.
В ряде университетов было принято, чтобы каждый школяр прикреплялся к отдельному преподавателю, который становился его наставником и покровителем, представлял к испытаниям на ученую степень (в качестве современного научного руководителя), а в случае чего даже решал житейские проблемы, вроде трудностей взаимодействия с администрацией факультета. В Англии такая система называется «тьюторство» и успешно практикуется в Оксфорде по сей день.
Ректора и декана средневекового университета можно было узнать по шелковому берету (зимой – по горностаевому) и по алому плащу; профессоров – по элегантной черной мантии. Университетские преподаватели часто носили «фирменный» золотой перстень, – в ряде мест, например, в отдельных шведских университетах, эта традиция сохранилась до сих пор. Ну а студенты обычно ходили на занятия в длиннополых плащах-накидках, прикрепляя к поясам чернильницы. В Оксфорде студенты различных специальностей носили шерстяные шарфы с цветами своего колледжа (совсем как в Хогвартсе). Женская форма одежды нигде не описывается, поскольку до XIX века ее не было – как не было и самих студенток. Максимум, на что могли рассчитывать любознательные девы тех времен, – школы при монастырях или частные преподаватели.
«Нет нужды описывать страдания мои –
В лес дрова носить и то бы больше толку…
Мы совсем не просим вас в подарок присылать
Золото, каменья, одежду дорогую.
Только чтобы голод наш могли мы утолять,
Высылайте-ка еду – нам все равно, какую».
Однако толковый студент вполне мог неплохо зарабатывать. Практически любая специальность открывала возможность давать частные уроки, заниматься переводами, подрабатывать в какой-либо торговой конторе писарем или просто вести переписку у состоятельных господ, многие из которых не были обременены лишними для благородного человека познаниями вроде грамотности. А вот студенту для успешной учебы была жизненно необходима хорошая память. Книг в те времена было крайне мало, и собственных фолиантов у студента не могло быть в принципе по причине их редкости и невероятно высокой стоимости. Поэтому материалы изучались либо в университетской или монастырской библиотеке, либо по сделанным на занятиях записям.
Обучение в средневековом университете строилось по знакомой нам схеме. Как и сегодня, в ее основе находилась лекция (лат. Lectio – «чтение») – систематическое изложение учебного предмета в определенные часы. Нередко лекционных курсов как таковых не было: студенты просто слушали определенную книгу с комментариями лектора. Лекции делились на ординарные (важные, обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Первые читались утром, когда голова варит лучше, вторые – после обеда и по праздникам. Обстановка на ординарных лекциях была строгой, как на церковной службе, во многих университетах запрещалось прерывать лектора вопросами. За опоздание или прогул взимался денежный штраф, так что ходить на занятия было в прямых материальных интересах студента. За две недели пропусков без уважительной причины лентяя могли не допустить к экзамену. Так что средневековым прогульщикам и любителям «закосить» жилось не легче, чем их нынешним «коллегам».
Многие старые записи свидетельствуют о том, что средневековые студенты были народом бесстрашным и всегда готовым к подвигам. Их страсти к попойкам и дебошам с последующими потасовками не могли помешать никакие запреты. В глазах средневекового парижского хроникера студенты представляли собой пеструю толпу распутников, обманщиков, шутов и шарлатанов: «…университетские студенты – основные виновники дебошей и пьянства в Латинском квартале». Неудивительно, что только четыре студента из десяти оканчивали обучение в полном объеме, а ученую степень получал только каждый десятый!
О более или менее систематической подаче учебного материала в средневековом университете говорить не приходится. Богословские науки состояли в основном из мертвого груза бессвязных фактов и отдельных положений. При этом подчинение всех наук богословию сильно тормозило научный прогресс – собственное мнение преподавателя, новые идеи мало кого интересовали, а толкование, отличное от общепринятого, могло сойти за опасную ересь со всеми вытекающими последствиями. История в те времена представляла собой скопище легенд либо (чем она нередко грешит и сейчас) сухой перечень выдающихся имен и знаменательных дат. Физика и анатомия излагались умозрительно, без лабораторных опытов и наглядных демонстраций. Известно, что первый учебный скелет был приобретен Гейдельбергским университетом только в 1559 году – и то как великая редкость.
Аналогом нынешних семинаров и практических занятий служили репетиции (лат. Repetitio – «повторение»), на которых происходило подробное объяснение отдельного изучаемого текста или пособия с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. Их дополняли диспуты (лат. Disputatio – «обсуждение»), из названия которых понятно, что их суть сводилась к живому обсуждению какой-либо темы или даже спору.
С этого момента бакалавр получал право носить длинный сборчатый плащ и берет «университетского» цвета – к примеру, в Пражском университете это был белый, а в Сорбонне – темно-серый. Если выпускник не собирался продолжать образование и получать степени магистра или доктора, ему предстояло, проявив себя, занять достойное место под солнцем в «большой жизни». Правда, и в Средние века немало «молодых специалистов» вместе с их познаниями в различных сферах оказывались не особенно нужны за пределами альма-матер и в итоге шли преподавать – либо в монастырских школах розгами вбивали в юные умы тексты священного писания, либо находили себя на поприще частной педагогики.
Общество
Антон Гехт