я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Монстр из канализации

Выливая остатки супа в унитаз, не торопитесь прощаться с ним! В канализации он может стать частью жирберга – огромной затвердевшей массы жира и твердых отходов. В таком случае у вас с супом будет шанс встретиться, например, в музее, где он станет ценнейшим экспонатом, частью летописи вашего города.
Монстр из канализации
Иллюстрации: Smashicons, flaticon.com. Фото: CHANNEL 4, thesun.co.uk

Ничто не исчезает бесследно

Задача бытовой канализации – отвести грязную воду, очистить и отправить в водоем или повторно пользователям. При этом с твердыми отходами ей никак не справиться. Хорошо, если их снимут с решеток, которые и предназначены для сбора такого мусора. Даже если они все же приведут к засору – не трагедия, это обычное дело, хотя и довольно дорогое. В Лондоне, где канализацию проложили еще в викторианскую эпоху, на борьбу с засорами тратят до 18 млн фунтов в год. Городам с более современной системой водоотведения засоры обходятся дешевле, потому что появляются реже.

В общем, небольшие засоры – часть повседневной жизни. Другое дело – жирберги, или фэтберги. Этот неологизм – комбинация английских слов fat (жир) и iceberg (айсберг). Название оставалось жаргонизмом коммунальщиков Великобритании, пока в 2010 году в городе не обнаружили гигантский жирберг массой 15 т, крупнейший на тот момент. С тех пор этот термин стали использовать СМИ. Рекорд несколько раз обновлялся, и сегодня королем жирбергов признан 200-тонный гигант из Ливерпуля. Сейчас жирберги регулярно находят и ликвидируют, из-за чего города терпят огромные убытки. На удаление гиганта из Уайтчепела массой 130 т Лондон потратил около 2 млн фунтов стерлингов.

Fatberg – скульптура из животного жира, установленная в Лондоне в 2018 г. lookoutpro.com

Жирберги образуются, конечно, не только в Великобритании – их находят и в Европе, США, Австралии, причем довольно крупные экземпляры массой в десятки тонн. Встречаются они и в крупных городах России – Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге. Но пока нет ни одного гиганта – только малыши. Они, впрочем, тоже могут заблокировать канализацию и привести к неприятным последствиям, но рекордов по жирбергам нам не видать, ведь каждый год количество засоров сокращается. У нас довольно модернизированные трубопроводы, а возможно, мы более ответственно пользуемся канализацией.

Рождение монстра

Проходя по канализации, жир охлаждается, затвердевает и оседает на трубах, сужая их просвет. С этим борются самыми разными методами. Самый простой – установка механических жироуловителей, которые в России обязательны для крупных кафе и ресторанов. В Дублине такая мера привела к тому, что количество засоров снизилось с 1000 до 50 в год. Один из самых эффективных методов – биологический, его можно комбинировать с механическим: если к жироуловителям добавить жидкие биопрепараты, содержащие различные бактерии, то можно избавиться от необходимости регулярной чистки и остановить процессы гниения. Вместо этого специальные микробы будут тихо-мирно перерабатывать жир на безопасные вещества в ходе своей жизнедеятельности.

К физико-химическим методам относят флотацию, которая очищает воды также и от нефтепродуктов, смол и других веществ. Этот способ основан на слипании частиц загрязнителя и пузырьков воздуха. Затем они всплывают на поверхность, образуя слой пены – ее удаляют специальным приспособлением, а вода уходит на следующие этапы очистки. Эффективность метода прямо пропорциональна гидрофобности частиц. Специальные вещества, флокулянты, используют, чтобы повысить ее, увеличив тем самым вероятность прилипания загрязнителя к пузырьку.


Жир в канализации – сам по себе угроза, но еще опаснее он в сочетании с твердыми отходами. В быту мы чаще пользуемся щелочными средствами, например, для прочистки труб, во многом поэтому свежие сточные воды имеют высокий pH. Затем он снижается из-за деятельности бактерий, то есть среда становится кислотной. Но если в канализацию попадает много жиров, то под действием щелочей они омылятся и затвердеют. Масса будет при этом вбирать в себя все предметы, которые попали в трубы. Затем она кальцинируется (при взаимодействии с кальцием в сточных водах и под действием бактерий) и становится похожа на камень.

Пластиковая посуда, влажные салфетки – стандартные находки, в канализации такие вещи не разлагаются абсолютно. Но в жирбергах находят и необычные или странные вещи. Например, в тихом английском городе Сидмуте, куда часто приезжают на отдых пожилые люди, в жирберге нашли зубные протезы и прокладки для людей с недержанием. Некоторые жители восточного Лондона ведут совсем иной образ жизни: в их жирберге обнаружили иглы, кокаин и презервативы. А в южной части мегаполиса ученые нашли больше стероидов для набора массы, чем любых наркотиков. Конечно, невозможно проинспектировать весь ком жира и отходов, поэтому однозначные выводы делать нельзя. Тем не менее, отличная получилась бы настолка: «Угадай район Лондона по находкам из жирберга».

По канализационным находкам иногда можно угадать образ жизни горожан. Фото: CHANNEL 4 , thesun.co.uk

До XXI века гигантские жирберги не существовали, почему же они появились сейчас? Дело даже не в том, что канализационные системы в некоторых городах устарели. Они ведь справлялись со своими задачами десятки лет. Просто, когда их прокладывали, никто не рассчитывал на то, что люди станут смывать в унитаз подгузники, салфетки, презервативы, ватные диски и палочки – вот основные материалы для жирбергов. Во время пандемии жирберги стали обнаруживать еще чаще – люди начали использовать больше одноразовых предметов гигиены. Проблема не только в поведении пользователей, но и в том, что часто на упаковках таких товаров указано, что они смываемые.

Хватит кормить жирбергов

Жирберг – это не только тонны мусора и огромные финансовые потери, но и опасность для системы канализации и для природы. Так, в 2017 году в Балтиморе (США, Пенсильвания) один из гигантов привел к тому, что 4,5 млн литров сточных вод утекли в водопад Джонс.

Жирберги опасны и для исследователей. Чтобы защититься от острых предметов, которые скрывает жировая масса, они работают в перчатках, устойчивых к порезам. Для бактерий тонны органического материала – неплохое место для жизни: в некоторых жирбергах обнаруживают листерии и кампиллобактерии, которые могут вызывать пищевые инфекции. Вероятно, в канализацию они попадают при мытье куриного мяса (чего, кстати, делать не рекомендуется). В жирбергах обитают и свободноживущие нематоды, а также туда попадают яйца паразитов.

Черви корчатся среди бактерий в комках жирберга. Фото: CHANNEL 4, thesun.co.uk

Главные жертвы канализационных монстров – те, кто их оттуда извлекает. В случае с гигантами, на протяжении недель рабочим приходится проводить по 9–12 часов под землей, согнувшись, так как часто диаметр труб меньше роста человека. Жирберги поменьше, массой примерно до 10 т, можно достать с помощью подъемных кранов. Средние обычно разбивают струями воды на куски, которые затем вытаскивают, часто просто вручную. А вот Ливерпульский тяжеловес в 200 т пришлось буквально бурить с помощью мощных струй воды – ни один кран не справился бы с ним. В отверстие, которое получилось в жирберге, рабочие ввели специальную машину для очистки канализационных засоров. Она разрушила монстра изнутри – вода, выпускаемая под давлением до 275 бар, разбила жирберг на кусочки.

Процедура очистки труб от жирбергов может занимать месяцы, при этом горожанам приходится терпеть вонь, отсутствие парковки (все близлежащее пространство занято техникой) и шум. Избежать этого можно, не выбрасывая в канализацию неразлагаемые отходы. Но будь все так просто – история жирбергов закончилась бы на первых случаях. В реальности же ситуация намного сложнее. В Великобритании, например, существует запрет на сбрасывание в канализацию «предметов, которые могут затруднить прохождение потока воды». Но что к ним относится? Разве не справятся гигантские трубы с парой салфеток в день, на которых к тому же написано «смываемые»? Первая проблема в том, что трубы вовсе не гигантские – в некоторых местах они не превышают 20 см в диаметре. А что касается смываемости и биоразлагаемости влажных салфеток из синтетических материалов – это почти всегда ложь. Они, возможно, не приведут к засору конкретно в вашем доме, но все же могут стать частью жирберга. Строительный мусор вроде цементного раствора может вызвать поломку очистных сооружений и насосов. Пищевым отходам тоже не место в канализации, они ведь источник жира. Поставить жироуловитель в каждый дом – это дорого и неэффективно. Перекладывать ответственность на пользователей несправедливо, ведь иногда у них попросту нет альтернатив. Что точно необходимо – это пропаганда здоровых отношений с канализацией. Проще запомнить, что туда можно выбрасывать. В Англии для этого придумали «правило трех P»: poo, pee, paper – только для этого пригодна канализация.

Второй шанс для монстра

Многие жирберги оказываются на свалке. Это чудовищное расточительство, ведь десятки или даже сотни тонн органики – не мусор, а потенциальное биотопливо. Так, 130-тонный гигант, найденный в Лондоне в районе Уайтчепел, стал источником энергии на целый день для 350 двухэтажных автобусов.


Сначала в Лондонском музее хотели выставлять жирберги в растворе формальдегида, но позже решили просто высушивать их. Фото: Howard Jones / eyevine / Redux, newyorker.com

Кусочек жирберга из Уайтчепела в течение нескольких месяцев можно было наблюдать онлайн – Лондонский музей организовал круглосуточную прямую трансляцию FatCam. В итоге экспонат убрали, когда на нем начала расти токсичная желтая плесень.

Важный шаг в превращении жирберга в топливо – сделать его пригодным для переваривания бактериями. Для этого остатки монстра из Уайтчепела нагрели, извлекли из него все твердые предметы, а расплавленный жир отдали на съедение бактериям-производителям метана. Дополнительная трудность в том, что жирберги содержат остатки моющих средств, губительных для микробов. Недавно химики из Ванкувера предложили нагревать монстров с помощью микроволн, а затем обрабатывать перекисью водорода, что позволяет освободить еще больше жирных кислот. Так монстры встают на путь исправления, но все же наиболее разумный вариант – не допускать их появления.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK