Ученые нашли «ген миграции»

Команда исследователей из Китайской академии наук и Кардиффского университета сопоставила спутниковые данные о миграциях птиц и результаты геномного секвенирования и обнаружила ген, вариант которого, возможно, отвечает за миграции пернатых.
Ученые нашли «ген миграции»

Сделанное открытие служит еще одним свидетельством того, что генетика играет важную роль в определении расстояния миграционных путей птиц. Исследование, опубликованное в журнале Nature, также предсказывает влияние изменений климата на миграции.

Ученые снабдили датчиками 56 сапсанов и проследили за их перемещениями с помощью спутников – полученные данные позволили вычислить расстояние, ежегодно преодолеваемое птицами, и направления миграций. Оказалось, что пернатые придерживались пяти миграционных маршрутов по всей Евразии, которые, вероятно, сформировались между последним ледниковым периодом 22 000 лет назад и средним голоценом 6 000 лет назад. Затем команда провела секвенирование генома сапсанов и обнаружила у них ген ADCY8, который, как известно, участвует в формировании долговременной памяти у других животных. Но самое интересное открытие заключалось в том, что один вариант ADCY8 с большей частотой встречался у тех птиц, которые совершали наиболее длительные по расстоянию перелеты. Это позволяет предположить, что наличие гена повышает «мощность» долговременной памяти, что крайне важно для совершения миграций на большие расстояния.

«Предыдущие исследования обнаружили несколько кандидатов на звание «гена миграции», но наша работа стала наиболее надежной демонстрацией того, что такой ген действительно существует», – говорит профессор Майк Бруфорд, молекулярный эколог из Кардиффского университета.

Исследователи также создали компьютерные модели вероятных миграций в будущем, чтобы предсказать последствия глобального потепления. Если температура будет расти такими же темпами, как в последние десятилетия, популяции сапсанов в западной Евразии с большой вероятностью будут сокращаться в численности, а их миграции могут и вовсе прекратиться.