Окаменелости, которым 500 миллионов лет, могут объяснить эволюцию пауков

В музее сравнительной зоологии Гарвардского университета в Кембридже и Смитсоновском институте в Вашингтоне были найдены древние окаменелости, обнаруженные в среднекембрийских отложениях сланца Берджес в Британской Колумбии. Эти образцы содержат окаменевшую нервную ткань живых существ, которая может помочь объяснить эволюционную историю современных скорпионов и пауков.
Окаменелости, которым 500 миллионов лет, могут объяснить эволюцию пауков

Размеры окаменелостей очень маленькие: Гарвардской – около 13 миллиметров в длину и 3,5 миллиметра в ширину. А Смитсовновская – 7,5 миллиметра в длину и 1,7 миллиметров в ширину. Первая ориентирована так, что взгляд на насекомое направлен сверху вниз, вторая представляет вид насекомого сбоку.

Ученые относят находки в окаменелостях к представителям вида Mollisonia symmetrica – роду вымерших членистоногих. Они имели простой экзоскелет, состоящий из головного щита, сегментированного хоботка и заднего щита. Пока ученые не знают, каким образом найденные насекомые вписываются в эволюционное древо членистоногих. Исследователи отмечают, что части нервной системы найденных видов могут быть четко определены, среди них, например, глаза. Однако с другими частями тела все сложнее. Ученые сомневаются, был ли у этих видов пучок нервов, напоминающий мозг. Без этого невозможно с точностью доказать родство с другими подобными животными. Исследователи отмечают, что в голове этих видов присутствовала нервная ткань, однако пока не получается определить ее точную организацию.

Даже все эти неопределенности не мешают исследователям считать находки очень значимыми. Ученых удивил тот факт, что окаменевшие нервные ткани кембрийского периода были обнаружены не в полевых условиях, а в музейных коллекциях. Отмечается, что если в будущем будет обнаружено еще несколько окаменелостей Mollisonia symmetrica, место этого вида может быть более точно определено. Результаты наблюдений исследователей появились в журнале Nature Communications.

Фото:Ortega-Hernández