Вулканическое озеро в Коста-Рике показывает, где на Марсе могла существовать жизнь

Исследователи из университета Колорадо в Боулдере (США) считают, что несколько специализированных микроорганизмов, найденных в гидротермальном кратерном озере вулкана Поас, выживают в условиях, аналогичных тем, которые существовали на ранних стадиях развития Марса, с помощью способностей к адаптации.

Гидротермальное кратерное озеро вулкана Поас в Коста-Рике является одной из самых сложных и неблагоприятных сред обитания живых организмов на Земле. Ученые отмечают, что вода в озере ультракислая и насыщена токсичными металлами, а температура воды иногда настолько высокая, что она начинает кипеть. Повторяющиеся извержения вызывают взрывы пепла и камней. Несмотря на все эти факторы, ученые считают, что подобная гидротермальная среда могла быть местом, где зародились самые ранние формы жизни на Земле и, возможно, на Марсе, если на этой планете вообще когда-либо существовала жизнь.

В вулканическом озере было обнаружено несколько типов микроорганизмов, обладающих уникальными способностями к выживанию в экстремальных условиях и адаптации к ним. Ранее ученые обнаружили в озере всего один тип микроорганизмов, относящийся к роду Acidiphilium. Через несколько лет биоразнообразие стало гораздо шире, однако бактерия Acidiphilium преобладала.

Секвенирование ДНК организмов в образцах озера показывает, что обитающие там бактерии обладают биохимическими возможностями, позволяющими им переносить экстремальные условия. Ученые отметили, что гидротермальные системы обеспечивают большинство ключевых ингредиентов для эволюции жизни, включая тепло, воду и энергию. Прошлые попытки исследователей найти жизнь на Марсе были сосредоточены на руслах ручьев и рек, однако авторы этой работы предлагают обратить особое внимание на места, где на Марсе миллиарды лет назад существовали горячие источники. Ученые считают, что их работа дает представление о том, как найденные микроорганизмы могли существовать и в гидротермальных средах на Марсе. Исследование появилось в журнале Frontiers in Astronomy and Space Sciences.

Фото: Justin Wang