Ученые пытаются установить, какие растения употребляли в пищу 3500 лет назад

Археологи и археоботаники из Университета Гете пытаются восстановить корни западноафриканской кухни. Сегодня многие листовые овощи и вареные листья таких деревьев, как баобаб, встречаются в западноафриканских блюдах. Исследовав доисторическую посуду, ученые пришли к выводу, что этим блюдам уже около 3500 лет.
Ученые пытаются установить, какие растения употребляли в пищу 3500 лет назад

Ученые исследовали более 450 доисторических горшков, в которых люди около 3500 лет назад готовили еду. Было обнаружено, что 66 из них содержали следы липидов, которые были изучены химиками, пришедшими к выводу о том, что более трети из исследуемых следов липидов имеют сложное распределение. Это говорит о том, что людьми уже в те времена использовались различные виды и части растений, среди которых баобаб (Adansonia digitata) или вернония (Vernonia amygdalina).

Эти изучения растений стали частью проекта, в рамках которого более 12 лет археологи и археоботаники из Университета Гете изучали культуру Нок в Центральной Нигерии. Исследования в основном касались социального контекста, в том числе ученые обращали внимание на вкусовые привычки людей. Изучая карбонизированные останки растений из Центральной Нигерии, удалось доказать, что люди Нок выращивали просо. Кроме того, были обнаружены семена и скорлупа орехов, которыми тоже питались люди 3500 лет назад. Ученые надеялись, что химические анализы позволят многое узнать о приготовлении пищи. Анализ липидов показал, насколько разные виды растений люди включали в рацион.
«Похоже, что в сосудах имеется по меньшей мере семь различных липидных профилей, что явно указывает на переработку различных видов растений, в том числе листовой зелени и клубней», – отмечают авторы.
Археоботаники долго пытались найти доказательства раннего использования батата, однако частички мягких клубней очень плохо сохраняются. Химические анализы показали, что люди помимо листьев растений и пока не идентифицированных овощей употребляли в пищу нечто, содержащее суберин – вещество, которое снижает теплопроводность растений, выполняя барьерную функцию, в том числе в корне растений. Это может быть доказательством того, что клубни батата все же употреблялись в пищу.

Кроме того, точно установлено, что 3500 лет назад активно использовали просо (Cenchrus americanus) и горох (Vigna unguiculata), маслянистые плоды африканского элеми (Canarium schweinfurthii) и африканский персик (Nauclea latifolia), который напоминает инжир. Результаты работы появились в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Фото: Peter Breunig