Обнаруженная молекула может играть важную роль в развитии многих ментальных расстройств

Исследователи из Медицинской школы при Университете Северной Каролины обнаружили молекулу мРНК-29, ключевую для развития мозга у млекопитающих. Оказалось, что изъятие этой молекулы приводит к симптомам, похожим на те, что наблюдаются при расстройствах аутического спектра, эпилепсии и многих других.
Учёные решили понять, как мРНК-29 влияет на функции мозга. Для этого они провели опыт на лабораторных мышах и удалили из их мозга эту молекулу. После этого исследователи в течение какого-то времени наблюдали за поведением мышей.
Стало заметно, что особи без врождённых дефектов и проблем со здоровьем после удаления мРНК-29 стали проявлять признаки различных расстройств. Им стали свойственны навязчиво повторяющиеся действия, гиперактивность и ряд других симптомов, характерных для неврологических заболеваний. У многих мышей начались эпилептические припадки.
Зафиксировав такие поведенческие изменения, учёные попробовали понять, почему же удаление мРНК-29 так повлияло на мышей. Как оказалось, молекула отвечает за блокировку генов, которые кодируют фермент DNMT3A. При нормальном развитии активность DNMT3A-генов резко возрастает в начале жизни особи, а уже через несколько недель столь же резко уменьшается.
Однако у мышей с удалённым мРНК-29 активность этих генов не снизилась. При этом уменьшилась активность других генов — тех, что должны должны активизироваться по мере взросления особей. Отсутствие своевременной блокировки DNMT3A-генов, осуществляемой мРНК-29, приводило у мышей к симптомам эпилепсии, шизофрении, аутических расстройств и даже преждевременной смерти.
Теперь исследователи собираются подойти к изучению функций мРНК-29 более детально. Они хотят понять, как на развитие неврологических заболеваний влияет наличие и концентрация молекул в различных клетках мозга. В дальнейшем исследователи рассмотрят работу мРНК-29 и на примере людей. Возможно, именно эта молекула расскажет нам о природе различных ментальных расстройств.
Фото: Wikipedia