На протяжении почти всей истории медицины ртуть считалась универсальным лекарством, излечивающим практически от всех болезней. И хотя «побочные эффекты» воздействия ртути были известны давно (от сыпи и галлюцинаций до выпадения зубов и преждевременной смерти), даже в СССР вплоть до 70-х годов вам могли выписать мочегонное или слабительное на основе солей ртути.
Пробивная сила
Еще Гиппократ рекомендовал небольшим количеством «жидкого серебра» лечить запоры и заворот кишок. В чем была логика подобного лечения? Древние греки заметили, что ртуть – очень тяжелый металл, чуть-чуть тяжелее золота. Сейчас известно, что атомное число золота – 79, ртути – 80. Один литр ртути весит 13,6 кг (так что в пятилитровых бутылках ртуть не продается). Исходя из этого, считалось, что «рюмка» ртути может здорово прочистить человеческие «шестеренки». Большее же количество «волшебного металла» уже способно убить. И не потому, что отравит вас, ведь всасываемость ртути желудочно-кишечным трактом очень низкая – всего 0,01 % выпитого. Дело в том, что из-за своей тяжести ртуть может просто порвать стенки желудка и ткани тонкого кишечника. Хотя медицине известен случай, когда пациент выпил 220 г ртути и остался жив.
ОТЕЦ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ Ибн Сина (известный в латинском мире как Авиценна) также описал в своих работах опыты лечения ртутью, причем сосредоточился именно на «побочных эффектах». Арабский Восток – место, где всегда били фонтанчики из ртути (один из таких до сих пор функционирует в Барселоне под названием «Меркурий»), а некоторые богачи могли позволить себе и целые ртутные бассейны. Металл был очень распространен. В 1015 году в «Каноне врачебной науки» персидский врач писал, что «ртуть, смешанная с розовым маслом», помогает избавиться от вшей и чесотки, «ртутные пары вызывают паралич, тряску и переплетение органов», «ртутный дым лишает слуха и зрения» и что «ртуть убивает мышей, а от ее дыма бегут змеи и насекомые». В качестве лечения от отравления ртутью прописывались немедленная рвота и молоко. Также ртутные мази упоминались Ибн Синой как эффективное средство борьбы со «стыдной болезнью», которая позже в Европе получила название «сифилис».
Минута с Венерой – год с Меркурием
Первая эпидемия сифилиса отмечена в Неаполе в 1494 году в ходе вторжения наемников французского короля Карла VIII Валуа. Возвращаясь после «спецоперации» по домам, солдаты разнесли болезнь по всей Европе, от Великобритании до Германии, от Испании до Польши, откуда она в 1499 году попала и на Русь, где была первоначально прозвана не «французской», а «польской» болезнью. Кстати, в самой Франции сифилис называли «итальянской» болезнью – может быть, потому, что именно итальянцы стали усиленно бороться с новым венерическим заболеванием, а также упоминать его в куплетах и поэмах. В 1530 году благодаря поэме «Сифулус, или Галльская болезнь» венецианского врача и писателя Джироламо Фракасторо «французский насморк» получил свое современное название (также Фракасторо – автор термина «инфекция»). По сюжету богиня любви Венера награждает нерадивого пастуха Сифулуса новейшим заболеванием в отместку за то, что он позволил себе ругаться с богом Солнца Гелиосом.
Уже через два года после первой вспышки заболевания медик Джорджио Саммарива из Вероны начал пропагандировать лечение сифилиса ртутью. Его догадка не была лишена оснований, так как ртуть действительно подавляет возбудителя сифилиса – бледную трепонему. Поскольку сифилис в эпоху Возрождения являлся смертельной болезнью и, в зависимости от иммунной системы организма, отпускал человеку от 3 до 7 лет жизни, «побочные эффекты» лечения ртутью, а именно выпадение волос и зубов, язвы по всему телу, тошнота и галлюцинации не считались чем-то из ряда вон выходящим. Популярна была фумигация, то есть помещение нижней части тела вместе с тестикулами в специальное отверстие, где больное место окуривали ртутными парами. Поскольку пары в сотни раз опасней ртути в жидком состоянии, смертность от подобного лечения подскакивала до 80 %. Ртуть накапливается в организме и приводит к тяжелейшей интоксикации, поражая, в первую очередь, нервную и сердечно-сосудистую системы. Выводится из организма только около 15–20 % попавшей в ткани ртути. Однако выжившие 20 % действительно могли считаться излечившимися от сифилиса.
Особыми заслугами в лечении сифилиса ртутью отметился немецкий врач и алхимик Парацельс (1493–1541). «Мартин Лютер от медицины» был фанатичным поклонником жидкого металла и рассматривал его как универсальное лекарство. Однажды Парацельс публично сжег на площади города Базель книги Гиппократа и Авиценны как морально устаревшие и открыл «эру ртути». Всем алчущим долголетия предлагалось носить на шее мешочек с ртутью, чтобы ежеминутно вдыхать ее «благотворные пары».
С сифилисом врач советовал бороться путем втирания в язвы мази из ртути и животного жира и путем подкожных инъекций. Хотя логика немецкого врача была немного странной: «Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением данного металла внутрь, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке». Да, чего только не подхватишь на рынке, тем более средневековом. По-латыни ртуть называлась Меркурием (отсюда шутки вроде «Минута с Венерой – год с Меркурием») – этот шустрый, изворотливый древнеримский бог служил покровителем прибыли, торговли и мошенничества.
Увлеченность ртутью привела к печальным последствиям. Надышавшись парами опасного металла, Парацельс умер в 48 лет. На момент смерти он был автором шести эликсиров вечной жизни на основе ртути.
РТУТЬ-ТЕРАПИЯ ДАЛА ДРУГИЕ ПЛОДЫ: в 1580 году на медицинском факультете Гейдельбергского университета с выпускников стали брать клятву, что они никогда не будут прописывать ртуть своим пациентам. Но в 1655 году ограничение опять было снято. С тех пор лечение ртутью можно даже как-то систематизировать:
– сулема (хлорид ртути II/двухлористая ртуть) считалась прекрасным дезинфицирующим средством;
– каломель (хлорид ртути I/однохлористая ртуть) применялась для лечения тифа, как слабительное и в целом универсальное лекарство;
– киноварь (сульфид ртути), практически не токсичное соединение, также считалось лекарством от всех болезней;
– мази на основе ртути и жира применялись для лечения сифилиса и кожных заболеваний;
– окись ртути использовалась при заболеваниях глаз;
– меркузал прописывался в качестве мочегонного, несмотря на свою крайнюю токсичность.
Героический опыт Авраама Линкольна
Век просвещения и далее, вплоть до середины XX века – время «героической» медицины. Каждый пациент был героем, поскольку то, что с ним творили доктора, больше походило на пытки. Людей укладывали на лед, пускали кровь, травили ртутью и заражали малярией – за этот новый метод борьбы с сифилисом в 1927 году даже была присуждена Нобелевская премия. Наш соотечественник, последний герцог Курляндии Петр Бирон умер от того, что доверил врачам лечение своей язвы ртутными пилюлями. В один прекрасный день на четвертый месяц терапии герцог «опорожнился 15 раз» и тотчас умер. Виссарион Белинский, страдавший от чахотки и желудочных колик, тоже пал жертвой ртути, убившей его раньше туберкулеза. «Революционного критика» отравило лечение хлоридом ртути.
Старый шляпник и его кукушка
Отравления ртутью (микромеркуриализм и острый меркуриализм) случались не только с врачами и их бедными пациентами. В частности, «сумасшествие», вызванное парами ртути, было профессиональным заболеванием европейских шляпников. Безумный шляпник, персонаж «Алисы в Стране чудес», – не выдумка Льюиса Кэрролла, а зарисовка с натуры. В своей работе шляпных дел мастера активно использовали нитрат ртути, служивший для размягчения шерсти при изготовлении фетра. Хозяева фетровых шляп – федор – тоже постепенно отравляли свой организм. Однако в сто раз опасней было не носить шляпы, а изготавливать их. Рабочие помещения плохо проветривались, поэтому мастера фактически без остановки вдыхали пары ртути. Как ни странно, первое описание «болезни безумного шляпника» было сделано в России в 1829 году. Симптомы заболевания: дрожь тела, потеря зубов, нарушение походки, спазмы легких, кашель, сонливость, интенсивные головные боли, галлюцинации, психические расстройства, нарушение памяти. Недаром в Англии даже появилась поговорка «ненормальный, как шляпник», что значит совсем «ку-ку».
В 1898 году во Франции был принят закон, запрещающий шляпникам контактировать с ртутью. В Англии законодательно использование ртути никто не ограничивал, но уже в начале ХХ века болезнь «безумного шляпника» сошла на нет. Министерство здравоохранения США в 1934 году провело исследование, в результате которого было установлено, что 80 % американских шляпников страдают тремором. В итоге в 1941 году использование ртути в мастерских было запрещено.
Чаепитие Безумного шляпника. Иллюстрация: Джон Тенниел, 1980г.
Сегодня ртуть находится практически в каждой пойманной рыбе: чем она крупнее, тем выше «доза». В тканях рыбы ртуть превращается в токсичную метилртуть, особенно легко вступающую в органические соединения. В более чем 25 % пойманных рыбин содержание ртути выше среднего. Самые опасные с этой точки зрения представители подводного царства – тунец и лобстер. В одном килограмме тунца содержится около 0,2 мг ртути. Впрочем, среднестатистическому гурману, питаясь рыбой, отравиться невозможно: в среднем вы рискуете получить примерно 0,25 г ртути за 50 лет
Доказано, что лечение ртутью было причиной приступов ярости у Авраама Линкольна. Страдая депрессией, американский президент принимал таблетки Blue Mass, содержание ртути в которых превышало допустимое в 120 раз. С началом же Гражданской войны в США (1861–1865) президент отказался от приема антидепрессантов, после чего у него сразу прошли и депрессия, и приступы ярости, а сам Линкольн вошел в историю как воплощение спокойствия и рассудительности.
Жертвой лечения ртутью, скорее всего, стал и русский царь Иван Грозный, тоже известный припадками неконтролируемой ярости. В его костях уровень ртути в 5 раз превышает норму – для таких показателей металл должен был долго накапливаться в организме. Видимо, модная болезнь сифилис не обошла стороной сластолюбивого царя, после чего он был вынужден прибегнуть к лечению «жидким серебром». Карамзин пишет, что внезапно Грозный погрузился в «мрачную свирепость», у него выпала часть зубов, «в бороде и на голове» не осталось волос. Налицо все признаки серьезного отравления ртутью.
Авраам Линкольн
ЛЕЧЕНИЕ РТУТЬЮ НА РУСИ, к слову сказать, было распространено еще до приезда в Москву европейских врачей. «Живое серебро» считалось волшебной субстанцией и использовалось в качестве талисманов: мешочек с ним часто носили на шее вместе с нательным крестом как оберег от сглаза. «Орех» с ртутью вешали на шею беременным и новорожденным детям (еще одна причина зашкаливающей детской смертности).
Золотушные язвы лечили мазью из сливочного масла, золы, ртути и водки. Также ртутью лечили чесотку и коросты, при ее помощи избавлялись от вшей. Поморы заливали ртуть в свадебный пирог, который через три дня после свадьбы обязаны были съесть жених и невеста. Женщины пили ртуть, чтобы вытравить плод, размешивая металл с водкой или азотной кислотой.
СЕГОДНЯ ПОДОБНЫЕ РЕЦЕПТЫ можно встретить разве что в среде ртуть-диссидентов (верящих в мировой заговор против ртути и ее полную безопасность) да в практике китайских народных лекарей. Впрочем, в официальной медицине ртуть все-таки применяется: она содержится в некоторых зубных пломбах и большинстве вакцин. Однако токсичность того и другого для организма призрачна.