Как «безмозглые» слизевики хранят воспоминания

Слизевики, которые не являются грибами, но приходятся родственниками одноклеточным амебам, представляют собой «слизистые» организмы, способные находить выход из лабиринта и запоминать местоположение пищи – и все это при отсутствии мозга или нервной системы. Недавно исследователям удалось приблизиться к пониманию того, как именно эти липкие «кляксы» хранят воспоминания.
Как «безмозглые» слизевики хранят воспоминания

Оказавшись в новой для себя среде, слизевик формирует фрактальную сеть «щупалец» для исследования своего окружения, после чего он кодирует полученную информацию с помощью изменения диаметра «щупалец».

«Предыдущие работы показали, что слизевики могут хранить информацию о прошлом опыте с помощью неких биологических сигналов, однако тот факт, что в этом процессе участвует архитектура сети, это совершенно новый концепт в контексте изучения слизевиков и грибов в целом», – говорит Карен Алим, биофизик из Мюнхенского технического университета.

В ходе исследования ученые наблюдали за ярко-желтым слизевиком Physarum polycephalum: когда он находил пищу, сеть из трубочек и «щупалец» меняла свое строение – некоторые ее части становились толще, другие, наоборот, тоньше. Более того, это строение сохранялось в течение долгого времени после того, как слизевик заканчивал трапезу. Устойчивость импринта натолкнула исследователей на мысль о том, что именно строение сети хранит воспоминания о прошлом опыте. Измерив изменения в диаметре трубочек слизевика после обнаружения пищи и создав компьютерную симуляцию поведения организма, ученые обнаружили, что трубки, располагавшиеся ближе к пище, становились толще, а те, что находились дальше, – усыхали и иногда полностью исчезали. Именно это и служило рудиментарной формой памяти.

Исследователи считают, что когда слизевик находит пищу, он выделяет какие-то химические вещества, которые размягчают стенки близлежащих к пище трубочек, позволяя им расширяться. Однако что это за вещества – пока неизвестно.

Фото: Nico Schramma / MPI-DS / TUM