Папа-революционер
Когда через много лет Хорхе Марио Бергольо был избран на ватиканский престол, некая пожилая аргентинка по имени Амалия заявила для прессы, что она была юношеской любовью нового Папы и что именно из-за ее отказа будущий понтифик решил забыться в религии. Сам Папа описывает свой путь к вере совершенно по-другому. Один раз, когда Хорхе было 17 лет, он по дороге на студенческий праздник решил зайти в церковь и исповедоваться. В пустом храме, как будто его одного, ждал священник. «Со мной случилась странная вещь во время исповеди. Я не знаю, что это было такое, но это изменило мою жизнь. С тех пор Бог для меня – это тот, кто опережает. Ты Его ищешь, а он находит тебя первым». После исповеди Хорхе вышел с твердым желанием посвятить свою жизнь Богу.
В 21 год он поступает в семинарию. В 1958 году начинается его послушничество, он вступает в орден иезуитов. В это же время Хорхе заболевает, подхватив серьезную легочную инфекцию. Чтобы остановить ее прогрессирование, пришлось пойти на операцию, и с тех пор почти 40 лет Папа живет с одним легким. Из-за этого он не может говорить продолжительные речи – болезнь научила его краткости, четкости и афористичности высказываний. Она же помешала Хорхе Бергольо отправиться с миссионерской миссией в Японию, и он вынужден был остаться в Аргентине. В 1969 году он становится священником. Получает гуманитарное образование, овладевает в совершенстве несколькими языками, преподает литературу, теологию и психологию в нескольких католических колледжах. В 1973 году он уже глава иезуитов Аргентины, а в 1976 году в стране происходит военный переворот и к власти приходит квазифашистская хунта, на чьем счету, как потом выяснилось, десятки тысяч преступлений против человечества.
Именно к семилетнему периоду хунты и «Грязной войны» (государственного террора против населения) относится самый противоречивый период жизни Хорхе Марио Бергольо. В 2005 году против будущего Папы было возбуждено уголовное дело по обвинению в сотрудничестве с хунтой и потворствовании в похищении двух иезуитских священников. В последние годы один из них прямо обвинял Бергольо в том, что тот сдал его властям, второй же прозрачно намекал на этот факт в автобиографической книге. Сам Папа вспоминает, что предупреждал обоих похищенных об опасности и даже предлагал им укрытие в своем доме, но те отказались. В 2013 году аргентинский суд заявил, что обвинения против Папы – ничем не доказанная ложь: «Мы пришли к выводу, что его действия в тех случаях не являются юридическим соучастием». Несмотря на снятие формальных обвинений, многие аргентинцы продолжают критиковать бывшего епископа за слишком мягкую позицию во времена хунты, а Церковь осуждают за то, что она, по сути, устранилась от конфликта, легитимизировав власть военных и их преступления, не смогла своим авторитетом защитить народ от похищений, пыток и убийств. Формальные извинения за это Церковь принесла в прошлом году.
С первых же минут после избрания Папа Франциск начал отступать от протокола. Сначала он вышел к публике без традиционной пурпурной моцетты (короткой накидки), в простом белом одеянии, и вместо канонической фразы Laudetur Iesus Christus, то есть «Слава Иисус Христу», произнес: «Добрый вечер». Потом Папа рассказал, что прибыл с «самого края земли», и попросил всех собравшихся на площади помолиться за его предшественника, а потом и за него самого. Через несколько дней, перед интронизацией, стало известно, что Папа отказался от знаменитого закрытого папамобиля, который был придуман после покушения на Иоанна Павла II в 1981 году. В публичных поездках Франциск пользуется обычным открытым джипом, который часто просит остановить, чтобы выйти и благословить кого-то из толпы. По Ватикану он предпочитает передвигаться пешком или на автобусе в компании кардиналов. На время своих посещений римских церквей Франциск просит полицию не перекрывать доступ в помещение для простых верующих: «Я паломник и хочу войти сюда вместе с другими паломниками». Через неделю после интронизации он побывал в тюрьме для несовершеннолетних, где омыл ноги 12 малолетним преступникам, среди которых была мусульманка. Символически это настоящая революция в католическом мире, сигнал о том, что в пастырском служении нет никаких границ и условностей.
Вся суть его понтификата заложена в выбранном имени. Во-первых, оно взято в честь святого Франциска Ксаверия, который был, как бы сейчас сказали, соучредителем ордена иезуитов (вместе с Игнатием де Лойолой) и одним из самых ярких миссионеров в истории Католической Церкви. Второй «великий тезка» – святой Франциск Ассизский, проповедовавший птицам и призывавший отказаться от земных богатств. По словам Папы Франциска, его программу можно изложить в трех словах: идти, строить, исповедовать – с акцентом на последнем. Он считает, что Католическая Церковь в последние десятилетия уж очень зациклилась на вопросах абортов, однополых браков и противозачаточных средств.
Вместо нагромождения библейского бюрократизма Церковь должна нести «свежесть и благоухание Евангелия» – что сам Франциск и делает по мере сил. За последние полгода он совершил множество поездок по Италии и везде говорил о том, что капитализм уродует людей, подменяет истинного бога золотым тельцом. Восприняв ложные идеалы общества потребления, человек зацикливается на деньгах, лжет, крадет и убивает ради них, а капитализм выкидывает его на улицу, как отработанный материал.
Одновременно с созданием позитивного образа понтифика в СМИ готовится и административная реформа – например, уже полгода, как все чиновники Ватикана выведены за штат. Очевидно, что Католическую Церковь ждут большие перемены. Папа, призванный из Латинской Америки, последнего бастиона Ватикана, где католики пока еще составляют большинство населения, должен будет сделать Церковь современной, переступить через многие догматы, которые не решались преодолеть его предшественники. И проводить эти реформы ему следует быстро и жестко – ведь у него в запасе не так уж и много времени.
Личность
Сергей Шклюдов