Джулиан Ассанж: блудный сын Интернета
Сейчас компьютерный гений признается, что считает себя «немного аутистом». Он не был блестящим учеником, все ему казалось скучным, и он просил бога, чтобы все вокруг «делалось быстрее». В восемь лет мальчик заинтересовался математикой и философией, и вполне логично, что он стал изгоем среди сверстников. А потом появилось удивительное устройство, которое наполнило его жизнь смыслом. Сам Ассанж пишет: «В магазине в Лисморе я обнаружил какую-то странную машину, которая меня просто загипнотизировала». Это был Commodore 64, самый массовый компьютер 80-х годов, с объемом памяти в сотни тысяч раз меньше, чем у любого современного телефона. Джулиан стал регулярно ходить в магазин электроники, где было выставлено это чудо, довольно быстро его освоил и стал писать для него программы. Мать, видя увлеченность сына, решила купить ему этот компьютер. Стоила машина около $ 600, что по тем временам было огромной суммой – семье даже пришлось переехать в более дешевую квартиру, чтобы сэкономить.
Жизнь Джулиана Ассанжа разделилась на «до» и «после»: «Компьютеры обеспечили позитивное пространство в негативном мире… В шестнадцать лет я сел за свой компьютер и оставил все позади».
Эра ЭВМ только начиналась, Ассанж перешел на домашнее обучение и начал самостоятельно осваивать языки программирования. Тогда компьютеры продавались «пустыми», без программного обеспечения, и любые команды можно было отдавать в «чудесной пустоте». В 1987 году Ассанж смог переделать и «разогнать» свою машину до приличных скоростей и стал связываться с другими компьютерами. Он начал писать коды и программы, обмениваясь с «друзьями по цеху». Это было еще чистое искусство, расширение сознания за счет усложнения задач: «Взламывая коды, мы делали программы лучше, а создавая новые программы, делали коды сложнее для взлома. Возникал круговой парадокс, весьма радовавший подростковые умы».
До эпохи Интернета изолированные компьютерные системы могли связываться друг с другом только путем обмена сообщениями или программами. Настоящей революцией был не компьютер, а модем. Единственная проблема – стоимость международных телефонных звонков. Хотя в Австралии она была достаточно низкой, сразу же появились фрикеры – взломщики телефонных линий. Главным капиталом стало бесплатное телефонное время.
Уже на второй день после покупки модема Ассанж написал программу, которая автоматически находила другие модемы. Интернет, уже существовавший в США, еще не пришел в Австралию, и, чтобы прорваться в мир, требовалось обладать определенной мощностью или же «сесть на спину» более мощному компьютеру. А подключиться к американской системе Arpanet можно было, например, через Мельбурнский университет. Поэтому первый настоящий взлом не заставил себя долго ждать.
К тому времени 19-летний Ассанж и несколько его друзей объединились в группу «Международные подрывники» – достаточно мирную, несмотря на название, подростковую организацию, целью которой было только удовлетворение любопытства. Ее кодекс чести разрешал взламывать что угодно, но запрещал что-либо менять в системе – можно было только «гулять» и «наблюдать». Обществом хакерство еще рассматривалось как причуда, хакеров считали «безвредными придурками». Но когда команда «Подрывников», прорвавшись в американский Интернет, стала «гулять» по Пентагону, НАСА и ядерному исследовательскому центру в Лос-Аламосе (по пути внушая сотрудникам, что их компьютеры заражены), она сразу привлекла к себе внимание полиции.
В 1988-м в Австралии начались первые «показательные процессы» над хакерами: их обвиняли в краже денег с банковских счетов, сравнивали с распространителями СПИДа. В газетах появились заголовки: «Делиться диском так же опасно, как делиться иглой». Про себя же Ассанж говорит: «Мы крали электричество и телефонное время, но не деньги». Им двигало желание проникнуть туда, куда нельзя, его раздражали стены и границы. К тому же в гениальном хакере начало проявляться тщеславие: «Сам масштаб посягательств внушал мне дрожь». Выбор между конспирацией и популярностью встал перед ним при первом аресте. В октябре 1991 года (Ассанжу тогда было 20 лет) на него вышла полиция, прослушивая телефон ближайшего сподвижника по кличке Главный Подозреваемый. Формально Ассанжу было предъявлено обвинение во взломе сервера канадской телекоммуникационной компании Nortel.
Власти пытались принудить граждан использовать «только одобренные правительством системы шифрования». Это все равно что вместо писем в запечатанных конвертах слать друг другу почтовые открытки.
В июле 1996 года перед специальной комиссией Сената США предстал программист Филипп Циммерман, криптограф и автор бесплатной общедоступной программы по шифрованию текстов писем электронной почты PGP (PRETTY GOOD PRIVACY). Более трех лет ФБР преследовало его, обвиняя в незаконном экспорте криптографического программного обеспечения, которое по сути было приравнено к оружию. В ответ на обвинения Циммерман издал и бесплатно выложил в открытый доступ усовершенствованную версию программы, которая мгновенно распространилась по миру. В историю также вошла остроумная защита Циммермана. Исходный код программы был опубликован в книге, а запрет на свободное перемещение книг противоречит Первой поправке к Конституции США. Обвинения с программиста были сняты.
В 1998 году Ассанж оставляет Мельбурн и отправляется в длительное путешествие, посетив среди прочего Москву, Петербург, Иркутск и Пекин. Вернувшись через год домой, он основывает пробную организацию leaks.org, которой, однако, не хватило мощностей. В 2003 году, в возрасте 32 лет, Ассанж поступает в Мельбурнский университет на физико-математическое отделение, глубоко занимается квантовой механикой и даже выступает на национальной олимпиаде по физике. «Мне нравилось изучать физику, но она не спасала меня от ненависти к государственным институциям, более того – мое отвращение росло. Я видел мягкотелость многих ученых, готовых принимать „спонсорскую помощь“ от кого угодно». Именно во время занятий квантовой механикой Джулиану Ассанжу и приходит идея его главного проекта: «WikiLeaks появился, когда в одну телегу впрягли квантовую механику и журналистскую этику». Соединилось все – компьютерный гений Ассанжа, его хакерские способности, обостренное чувство справедливости, фанатизм, научные знания и желание изменить мир. Он научился рассматривать информацию как материю, видеть, как она перетекает между людьми. А если еще и Интернет представить как систему сообщающихся труб, все становилось совсем легко и просто.
В 2006 году, с регистрации в Калифорнии сайта WikiLeaks.org, началась история, которая длится по сей день. Она сделала Ассанжа неформальным «врагом номер один» для Соединенных Штатов, а также постоянной мишенью и вечным изгнанником. А в последние полгода – еще и вечным затворником, живущим под дипломатическим прикрытием в посольстве Эквадора в Лондоне.
Главная идея и основа популярности ресурса – полная анонимность источников: Ассанж написал софт, который позволяет «любому человеку прислать в Wikileaks любой объем документов и остаться неузнанным и невычисленным». Американский солдат Брэдли Мэннинг – единственный арестованный информатор, «сливший» Ассанжу самый крупный в истории массив секретных документов, – был разоблачен лишь потому, что выдал себя сам в переписке с хакером Адрианом Ламо, который и донес на него.
Первая утечка информации была опубликована на WikiLeaks спустя несколько месяцев после открытия, в декабре 2006 года. Это был документ, касающийся военных столкновений правительственных войск и исламистов в Сомали. Он также освещал факт готовящейся секретной встречи между сомалийским министром нефти и китайскими чиновниками. Пнуть китайское руководство, имеющее огромные интересы в Африке, – для начала это было неплохо!
После того, как сайт заработал и на него стали приходить документы разного сорта и степени достоверности, Ассанж начал вести кочевой образ жизни: ездить по миру, есть что попало, спать где придется и по 24 часа в сутки работать над WikiLeaks. К этому времени относятся первые обвинения Ассанжа в сотрудничестве с ЦРУ. Далее – первый слив из «недр» армии США: документы о поставках оборудования для войск в Ираке на сумму, превышающую все разумные пределы, – десятки миллиардов долларов.
В 2008 году WikiLeaks покушается на банковскую тайну: печатает документы о связи швейцарских банков с оффшорами на Каймановых островах. Сокрытие активов и уход от налогов – довольно серьезное преступление в западном мире. Именно в связи с этой публикацией WikiLeaks в первый раз закрывают, но общественная кампания заставляет калифорнийского судью пересмотреть свое решение и разрешить работу сайта. После этого случая Ассанж задумался, как сделать так, чтобы WikiLeaks физически невозможно было закрыть. Достаточно быстро была создана система «зеркал» сайта, а сервера с информацией были распылены по всему миру: «Мы устроены как многоголовая гидра: отрубаешь одну голову, где-нибудь вырастает другая». WikiLeaks продолжает публиковать интересные материалы – будь то факты коррупции в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», список членов националистической партии Британии или личная переписка Сары Пэйлин (бывшего губернатора Аляски). Каждая новая публикация повышает градус ненависти в отношении и ресурса, и его автора.
В 2009 году руководство WikiLeaks задумалось об обретении «тихой гавани» – страны, чьи законы позволяют работать максимально свободно и всячески защищают журналистскую деятельность. Выбор пал на Исландию. Публикация подборки банковских документов вызвала в этой стране правительственный кризис, люди впервые за 20 лет проголосовали против «партии власти». Там же Ассанжу приходит пленка, впоследствии получившая название «Сопутствующее убийство». Именно с нее начал складываться главный журналистский принцип работы WikiLeaks: кроме комментария и описания документа, посетителю сайта предоставляется первоисточник, чтобы каждый, изучив его, смог вынести собственное суждение. На пленке, показанной в теленовостях всего мира, запечатлено, как американский военный вертолет «Апач» из 35-миллиметрового орудия расстреливает на улицах иракского города 12 мирных жителей, среди которых двое детей и два журналиста агентства Рейтер.
В том же 2010 году Ассанж едет в Швецию, по-прежнему в поисках «тихой гавани». Но там он спит с двумя подружками-феминистками и в итоге получает иск о сексуальных домогательствах. Скрываясь в Лондоне, Ассанж по шведскому иску попадает уже в британскую тюрьму. Сидя в камере Оскара Уайльда, он читает Солженицына, а за окном в это время бушует Кейблгейт – крупнейший в мире слив секретной переписки американских посольств, который обнаружил двойные и тройные стандарты дипломатии США. На данный момент Кейблгейт – венец развития WikiLeaks.
Ассанж не перестает повторять несколько вещей. Во-первых, мы ответственны за наше знание, и долг каждого человека – распространять доступную ему информацию. Информация освобождает. Нельзя доверять газетам и сетевым изданиям: они всегда склонны к цензуре и политической предвзятости. Именно поэтому был создан WikiLeaks – место всех первоисточников.
Во-вторых, Интернет сам по себе не есть свобода. Это просто место, где хранится контент, всего лишь инструмент борьбы за свободу и способ преодоления местной цензуры.
В-третьих, Ассанж против старого принципа левых активистов – «Мысли глобально, действуй локально». Мир будущего – это мир глобальных процессов. «Мысли глобально, действуй глобально» – еще один принцип WikiLeaks.
Первая поправка к Конституции США гарантирует свободу слова и свободу прессы. Джулиан Ассанж говорит, что цель его существования – распространить действие Первой поправки на весь мир. Пока что у него это получается.
Личность
Сергей Шклюдов