Заоблачный аттракцион
Идея не нова. До этого похожими самолетами пользовались ученые и участники космических экспедиций. Коммерческая история параболических полетов началась в 2004 году, а создателями компании стали бывшие сотрудники NASA. Сегодня примерно за $ 5000 вы можете совершить около 15 заходов на параболу за один полет, в сумме набрав до 7 минут состояния антигравитации.
SpaceShip Two
Схема космических путешествий довольно проста. Самолет-носитель White Knight Two («Белый рыцарь 2») поднимет SpaceShip Two на высоту 16 км. Затем пассажирский модуль отстыковывается, включает тот самый ракетный двигатель и устремляется… Нет, пока не к звездам. Расчетная высота полета суборбитального корабля около 110 км, так что насладиться видом на Атлантический океан получится. Но, по правилам Международной авиационной федерации, этих километров достаточно, чтобы официально называться астронавтом. Жаль только – цена совсем не демократичная. Полет в космос обойдется, как минимум, в $ 200 000.
Spike S-512
Знаете ли вы, что с точки зрения авиаинженера иллюминаторы в самолете – ужасная гадость? Массу увеличивают, аэродинамику ухудшают, конструкцию делают не такой прочной, при этом в них все равно мало что рассмотришь.
Потому компания Spike Aerospace, разрабатывая сверхзвуковой бизнес-джет Spike S-512, от «окошек» отказалась вовсе. Самолет будет развивать скорость в 1,5 Маха (чуть меньше 2000 км/ч на высоте 10 км), но это не главное (с такой скоростью уже летали англо-французский Aérospatiale-BAC Concorde и советский Ту-144, которые использовались для пассажироперевозок). Главное – салон, полностью «облицованный» (кроме пола и потолка) цифровыми дисплеями, куда поступает изображение с множества наружных видеокамер. Получается виртуальное панорамное окно без аэродинамических «побочных эффектов». Дисплеи интерактивные: пассажиры вольны любоваться пейзажем, выводить на экран видео или вовсе «притушить» его, чтобы не мешал спать.
Очевидно, этот самолет не предназначен для масштабных перевозок – пассажирских мест всего 18. Первый полет планируется на 2018 год, так что есть время накопить на билет.
***
Частный сектор в авиаиндустрии всегда был привилегией состоятельных людей, что уж говорить о суборбитальном туризме. Тем не менее, технологии дешевеют и часто переходят из премиум-класса в более доступные категории. Так было с автомобилями, наручными часами, сотовыми телефонами.
Конечно, приобрести реактивный самолет для своей семьи завтра не получится, но арендовать его для полета, скажем, из Санкт-Петербурга в Прагу, станет реальным в ближайшие пару десятилетий. А там, вероятно, появятся и частные семейные аэродромы. Фантастика? Еще десять лет назад фантастикой был космический туризм! Хочется верить, что впереди повторное открытие неба, теперь уже для всех желающих.
Технологии
Игорь Зубов