Когда в 1991 году рухнул Советский Союз, экономика стран, его составлявших, оказалась на грани коллапса. Даже Эстония, которая к тому времени почти сравнялась с Россией по размеру ВВП, встала перед непростым выбором: либо по крупицам восстанавливать промышленный потенциал, на что могли уйти десятилетия, либо строить принципиально новую государственную систему, которая выделила бы ее из числа других государств Восточной Европы и Скандинавии. Был выбран второй путь.
С населением 1,3 млн человек сложно конкурировать с более развитыми соседями. Поэтому во главу угла руководством страны была поставлена максима: главное достояние Эстонии – ее граждане, и цель государства – максимально облегчить их жизнь. За 20 лет здесь была создана одна из самых эффективных бюрократических систем в мире. Фактически, сегодня существуют две Эстонии: одна – физическая, со всей тяжестью своих кораблей, танков, заводов и городов, а вторая – виртуальная, расположенная на «облаке», с электронными правительством и гражданами, отсутствием бумагооборота и парламентскими выборами по sms.
Хотя в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония только на 15-м месте (первые – южнокорейцы, вторые – австралийцы, далее Сингапур и Франция), она привлекает к себе интерес тем, что многое делает первой. Например, еще в 90-е годы здесь началась всеобщая компьютеризация и подключение к Интернету всех школ. (Кстати, всего на систему образования ежегодно тратится 6 % ВВП.) В 2000 году в Эстонии принят закон о цифровой подписи, уравнивающий ее в юридическом статусе с собственноручной. Такого до сих пор нет во многих странах Европейского союза, и только в следующем году вступит в силу правило, согласно которому страны ЕС должны будут признавать электронные подписи друг друга, а с 2018-го – и электронные удостоверения.
В 2002-м у эстонцев появились ID-карты, которые заменили им весь набор документов – от паспорта и водительских прав до медицинской страховки и проездного. Карту получают в 15 лет. Подключив ее через специальный картридер к компьютеру, можно платить налоги, следить за оценками детей в школе, пользоваться интернет-банкингом, покупать лекарства, заказывать лицензии на рыбалку.
Параллельно была создана новая «архитектура» электронного правительства, базирующаяся на нескольких принципах. Во-первых, принцип «долой справки», согласно которому бюрократы не имеют права требовать от граждан документы, которые могут добыть сами в других госорганах. Второй принцип – «забудьте документы», ID-карта объединяет собой все. На ней записаны два «ключа»: один – идентификационный, с помощью которого можно, к примеру, голосовать на выборах, второй – «ключ» электронной подписи, который позволяет вести документацию он-лайн. Третий принцип – «абсолютная прозрачность». Из личного кабинета на сайте госуслуг можно проследить, кто и когда просматривал ваши данные и с какой целью. Каждый клик оставляет след! В Эстонии популярен пример одной чиновницы, которая по просьбе подруги посмотрела место проживания ее бывшего мужа, уклоняющегося от алиментов. Мужчина увидел факт этого запроса, написал жалобу в комиссию по защите данных, и чиновницу уволили. При подобной прозрачности прямое общение между бюрократом и гражданином сведено к нулю, а значит, исчезает почва и технические возможности для коррупции – ведь «все ходы записаны». По итогам 2014 года Эстония была 24-й в мире (из 175 стран) по восприятию коррупции, согласно индексу Transparency International. (Россия в этом рейтинге занимает 136-е место, разделяя его с Нигерией, Киргизией, Ираном и Камеруном.)
Надо сказать, переезд бюрократии в Сеть во многих странах либо проходит болезненно, либо вовсе проваливается. В США только один сайт для нужд медицинского страхования обошелся государству в 2 млрд долларов. В Англии была попытка создания системы ID-карт, на которую успели потратить 257 млн фунтов (из запланированных 4,5 млрд), но очередное правительство закрыло программу в целях экономии. Проект «Электронная Россия» провалился, но обошелся в 20 млрд рублей. Главная находка эстонского электронного правительства в том, что власти не пытались просто писать сайты для старых ведомств – вся система построена с нуля. При этом общая стоимость проекта составила порядка 50–60 млн евро. Сегодня на отказе от бумаги экономятся десятки миллионов.
Логичным развитием системы виртуального правительства стало создание института электронного гражданства. Бюрократия достигла эффективности, при которой ее можно экспортировать: сегодня уже идет интеграция электронных систем Эстонии и Финляндии, Норвегия заказала эстонским властям разработку своей системы электронного правительства. Может быть, через 10 лет, когда подобные опции станут предоставлять уже 20–30 государств, интерес к эстонским сервисам упадет, но пока Эстония первая и единственная. Фактически проект развивается в режиме стартапа, только руководит им не частная компания, а государство. Власти пытаются занять пустующую нишу государственных цифровых технологий, создав, условно, свое Сколково, только не в подстоличном поселке, а на «облаке».
Так что же такое электронное гражданство? В общем-то, называть его так не вполне корректно – скорее, перед нами «электронное резидентство», заявку на получение которого может подать любой человек в мире. Поначалу для прохождения процедуры нужно было дважды явиться в эстонскую полицию или прилететь на границу государства: один раз – чтобы подать заявку, сдать биометрические данные (отпечатки пальцев и скан сетчатки глаза) и заплатить 50 евро, второй раз – через две недели, чтобы забрать свою ID-карточку. Но теперь ходатайство можно отправить по электронной почте, а получить ID-карту в эстонском посольстве.
ID-карта электронного гражданина почти ничем не отличается от обычной. Е-гражданство, правда, дает не право безвизового пребывания на эстонской земле, а только доступ к сервисам электронного правительства. Вы получаете право электронной подписи, можете удаленно зарегистрировать бизнес, платить налоги и вести делопроизводство. Бизнес в Эстонии – это бизнес в ЕС, а значит, ваша эстонская фирма – автоматически европейская. Вы можете быть китайцем, который живет в США, но получить эстонское электронное гражданство, зарегистрировать компанию в Таллине и с ее помощью вести бизнес в Испании.
Зарегистрировать компанию, кстати, можно за 20–30 минут (рекорд – 18 минут), при этом нераспределенная или реинвестированная в развитие бизнеса прибыль не облагается налогом, а подоходный налог составляет 20 %. Не Россия с 13 %, конечно, но и не Франция, откуда бегут миллионеры.
К моменту запуска проекта желание верифицироваться для получения электронного гражданства изъявили 14 000 человек, в основном финны и русские. По расчетам властей, до 2020 года Е-гражданами Эстонии станут около 5000 человек, это значит, что в республике могут открыться 5000 новых бизнесов. Есть и оптимистичный прогноз, согласно которому желающих будет не меньше 10 миллионов, что принесет Эстонии более 500 млн евро прибыли. Тогда население «облачной» Эстонии в десять раз превысит население «земной». Некоторые смогут переселиться и на землю: имея в Эстонии функционирующий бизнес, можно будет подать документы на ВНЖ, а потом и на гражданство. Хотя даже в электронном гражданстве могут отказать: МВД страны подчеркивает, что получить допуск к эстонскому бюрократическому «стартапу» – это не право, а привилегия. Хотя эксперимент длится уже полгода, еще не все законодательство отлажено под него. Например, банки пока отказываются открывать счет для ведения бизнеса в режиме e-government. В рамках закона о пресечении отмывания денег и финансового терроризма им необходимо физическое присутствие клиента, хотя власти и заявляют, что повторная верификация после подачи заявления на Е-паспорт уже не требуется: достаточно однажды доказать, что ты – это ты.
Сегодня Эстонию можно назвать маленьким аналогом Кремниевой долины. По легкости ведения бизнеса она занимает 17-е место в мире, по дружелюбности налоговой среды – 28-е; в столице даже ходит бесплатный общественный транспорт. Неудивительно, что сюда едут работать молодые специалисты из разных стран. «Электронным гражданством» также успели заинтересоваться ценители интернет-покера и люди, специализирующиеся на «майнинге» биткоинов. Получив ID-карты, те и другие смогут легализовать прибыль, которая в случае с азартными играми налогом не облагается, а в случае «навара» биткоинов государство заберет себе 1/5 денег (операции с криптовалютами в Эстонии облагаются 20-процентным налогом). Далее виртуальную прибыль можно уже обменять на нормальные «фиатные» евро.
Главный принцип эстонской бюрократии – «страна без заморочек»: от отсутствия лишних надуманных препятствий жить всем станет только удобней. Высокотехнологичный сектор составляет 15 % ВВП республики, а средний возраст министров правительства чуть превышает 35 лет. Молодая, динамичная страна, превратившая бюрократию в венчурный стартап, планирует неплохо на нем заработать. А как еще выживать маленькому народу, зажатому между Россией и Германий, Скандинавией и Польшей? Только став уникальным. Когда Ли Куан Ю возглавил Сингапур, в стране не было даже питьевой воды – но, за 40 лет проделав путь из третьего мира в первый, Сингапур стал одним из самых развитых государств планеты. Эстония прошла только половину этого пути и, может быть, через 20 лет сможет стать «Сингапуром Севера».