я могу то, что умею
Слава КПСС!
Виктор Бумагин
Все записи
текст

Необыкновенные похождения «Пираньи»

Семейство колесных боевых бронированных машин «Пиранья» – одно из самых распространенных в мире: в него входят носители разных систем вооружения и бронетранспортеры, разведывательные, командирские и связные машины, которые «служат» в армии и морской пехоте более чем 20 государств. И всюду их совершенствуют: за 40 лет создано, по разным источникам, от 5000 до 8000 «Пираний» самых разных вариантов и модернизаций.
Необыкновенные похождения «Пираньи»
     В конце 1960-х годов швейцарская фирма MOWAG начала разработку нового БТР Piranha, который задумывался в двух версиях: с колесными формулами 4×4 и 6×6. Первая была рассчитана на перевозку боевой группы из 10 человек и оказалась востребованной лишь армией Аргентины. Для нее под названием «Гренадир» в начале 70-х было поставлено 80 таких семитонных бронетранспортеров. 
Куда интереснее оказалась судьба версии 6×6, серийное производство которой началось в 1976 году. Разрабатывалась она для швейцарской армии: ее размеры были выбраны исходя из возможности проезда по горным дорогам, а двигательная установка должна была функционировать в условиях высокогорья. Однако в первую очередь она опять же пошла на экспорт: в Гану, Либерию, Нигерию и Сьерра-Леоне.

СКОМПОНОВАН БТР был по распространенной схеме: моторно-трансмиссионное отделение в передней части, слева от него размещается водитель, в задней части боевое отделение, в кормовом листе две двери для посадки и высадки. Корпус сварной, из высокопрочной стали, устойчивой к пулям калибра 7,62 мм. При помощи двух гребных винтов в задней части осуществляется движение по воде. 
Мощность дизельного двигателя с турбонаддувом «Детройт» 6V-53T составляет 300 л. с. Подвеска четырех задних колес – торсионная, двух передних – на спиральной пружине, на всех колесах установлены гидравлические амортизаторы. Колеса от «Мишлен» имеют по две независимые камеры, шины армированы, что повышает устойчивость к пробоинам. По информации фирмы MOWAG, на простреленных колесах «Пиранья» способна преодолеть до 30 км по шоссе и до 10 км по бездорожью.

В 1977 году «Пиранья» 6×6 была выбрана вооруженными силами Канады. Там она выпускалась по лицензии с 1979 по 1982 год под названием «Гризли». Помимо БТР, канадцы запустили в производство машину огневой поддержки «Кугар» и ремонтно-эвакуационную машину «Хаски». Производство было освоено фирмой General Motors of Canada (GMC). Контракт предусматривал производство 491 машины для канадской армии, часть комплектующих поставлялась из Швейцарии. Было выпущено 269 «Гризли», 195 «Кугаров» и 27 «Хаски». 

В 1980 ГОДУ лицензионное производство «Пираний» начала чилийская фирма «Кардоин». За полтора года она произвела около 50 машин в разных вариантах. В 1986-м 310 ББМ «Пиранья» 6×6 наконец-то заказали и швейцарцы. Западные специалисты оценивали «Пиранью» 6×6 как одну из самых совершенных в своем классе. Однако швейцарские конструкторы достигнутым не ограничились и разработали машину того же семейства с колесной формулой 8×8. Предполагалось, что это будет «Пиранья» для перевозки пехоты, с возможностью установки разнообразного вооружения. Именно на долю ББМ «Пиранья» 8×8 и выпал наибольший успех на внешнем рынке. На ее базе разработано много модификаций в разных странах – специалисты даже говорят об отдельном семействе. При этом наибольшее количество этих ББМ построено не фирмой MOWAG, а канадской GMC.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШВЕЙЦАРИИ первыми производство четырехосных «Пираний» освоили в Чили, где было выпущено несколько десятков «Пираний» 8×8: аналогичные швейцарским бронетранспортеры, колесные боевые машины пехоты, санитарные и транспортные машины.
Подлинный же успех к «Пиранье» 8×8 пришел с другого конца Америки. Военно-политические события в Юго-Восточной Азии и Персидском заливе в 1978–1980 годах побудили руководство США создать Силы быстрого развертывания. Их основой должна была стать морская пехота, и ей требовалась новая боевая машина – амфибия с высокой проходимостью, защищенностью и огневой мощью, которая могла бы перевозиться тяжелыми транспортными вертолетами и катерами на воздушной подушке. Такую машину выбирали на конкурсной основе под эгидой управления LAV (Light Armored Vehicle – легко бронированная машина). Британская «Элвис» и американская «Мартин-Мариэтта» представили гусеничный БТР «Спартан»; американская «Кадиллак» – два варианта колесной машины «Коммандо». Канадская GMC выставила «Пиранью» 8×8, которая и одержала победу.

КОРПУС МОРСКОЙ ПЕХОТЫ первоначально решил приобрести у GMC 969 ББМ LAV в разных вариантах, но со временем заказ был уменьшен. Самым многочисленным стал бронетранспортер LAV-25. Он представляет собой обычное шасси «Пираньи» 8×8 с вооружением, установленным в двухместной башне американской фирмы «Делко системз». В башне смонтированы спаренные 25-мм автоматическая пушка М242 «Чэйн Ган» с боезапасом 210 снарядов и 7,62-мм пулемет с боезапасом 400 патронов. На лобовой части башни крепятся два счетверенных блока дымовых гранат. В корпусе можно перевозить дополнительный боезапас.

ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ ТРЕХ ДИВИЗИЙ морской пехоты произвели по 147 машин LAV-25, и в составе каждой из них был сформирован батальон LAV. Перед подразделениями, вооруженными «колесными БМП», стояли разнообразные тактические задачи: огневая поддержка пехоты и мотопехоты, разведывательные и диверсионные действия за линией фронта, инженерная разведка обороны противника. Угрозу со стороны танков должны были нейтрализовать боевые машины LAV-AT, вооруженные противотанковыми ракетами «Тоу», а для защиты от вертолетов создавалась ББМ LAV-AD. Кроме того, на вооружение Корпуса морской пехоты поступили 81-мм самоходные минометы, командно-штабные, ремонтно-эвакуационные, санитарные машины и вариант для транспортировки грузов. Провалом закончилось создание машины огневой поддержки. Надолго затянулись разработка и внедрение зенитного ракетно-артиллерийского комплекса. Американцы перепробовали несколько вариантов сочетания автоматических пушек с управляемыми ракетами «Стингер» и неуправляемыми «Гидра-70», остановившись на варианте с пятиствольной 25-мм пушкой GAU-12 Gatling и восемью ракетами «Стингер». В то время как остальные машины LAV были произведены в 1983–1987 годах, LAV-AD удалось довести до серийного производства лишь в 1996-м.

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ бронеавтомобили семейства LAV прошли при захвате острова Гренада в 1985 году. В операции «Буря в пустыне» 1990–1991 годов участвовали все три батальона LAV Корпуса морской пехоты. Сведения о потерях были засекречены. Но известно, что по заказу Пентагона фирма GMC к тому времени построила 759 ББМ LAV, а к началу 1996 года на вооружении находилось 735 машин. Разница в 24 единицы. Вероятно, некоторые из них переданы исследовательским организациям, другие могли быть потеряны в ДТП, но большая часть навсегда осталась в пустынях Ирака.

НЕСМОТРЯ НА УСПЕХ LAV в США, канадцы долго не принимали ее на вооружение. Однако в 1988 году на ее базе всего за семь дней конструкторы GMC разработали БТР «Бизон». Через два года начались его поставки канадской армии, всего она получила 199 таких БТР. От «Пираньи» и LAV его отличает сильно поднятая крыша в задней части, где размещаются восемь десантников, отсутствие башни и кормовая аппарель вместо дверей. Начиная с 2001 года «Бизоны» работали в Афганистане. Особые климатические условия и реальный боевой опыт побудили канадцев провести с 2002 по 2008 год модернизацию этих БТР, в ходе которой увеличена мощность двигателя, установлены новые торсионы, фитинги с дополнительным бронированием, кондиционер и т. д. Начиная с 1994-го некоторое количество LAV-25 под наименованием «Койот» поставлено канадским разведывательным подразделениям.

Неравнодушными к машинам LAV оказались и австралийцы. С 1992 по 1997 год для их армии приобретено 113 канадских машин семейства LAV, потом еще 144. Наиболее многочисленными стали разведывательная машина ASLAV-25 и БТР ASLAV-PC, близкий к канадскому «Бизону». Они также воевали в Афганистане, после чего австралийцы вместо пулемета на турели смонтировали в передней части своих ASLAV-PC установку дистанционно управляемого оружия «Протектор» норвежской фирмы «Конгсберг», позволяющую ставить на ней либо 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, либо 40-мм автоматический гранатомет Мк 19.

УСПЕХ LAV в Корпусе морской пехоты США стал одной из причин активизации программы «Пиранья» 8×8 в Швейцарии. Конструкторы MOWAG создали «Пиранью II» и «Пиранью III», отличающиеся от предшественницы большими размерами, более мощным двигателем и более крупными колесами. «Пиранья III» также получила улучшенную бронезащиту, гидропневматическую подвеску с регулируемым клиренсом и опускаемую кормовую рампу вместо дверей. 
В 1990 ГОДУ появилась возможность контракта на поставку «Пираний» в Саудовскую Аравию, но в результате известных событий правительство традиционно нейтральной Швейцарии наложило запрет на экспорт военной техники в страны Среднего Востока. Менеджеры MOWAG нашли выход в организации производства «Пираний» в Великобритании на паях с фирмой GKN, которая питала определенные надежды на то, что их удастся протолкнуть и на вооружение британской армии. Сей фокус не удался, но поставки в Саудовскую Аравию БТР, вооруженных 25-мм пушкой, были завершены к 1995 году. Их башня по большей части повторяла установленную на LAV-25, но по ее бортам были смонтированы одинарные ПУ ПТУР «Тоу». А в 1997 году начались поставки в ваххабитское королевство «Пираний II» с 90-мм пушкой в бельгийской башне.

«ПИРАНЬЯ II» интересна также тем, что был создан ее вариант с колесной формулой 10×10. У этого пятиосного монстра четыре передних колеса – управляемые, ведущими являются шесть задних колес, но при необходимости может быть включена передача мощности и на все передние. На опытном экземпляре установили трехместную французскую башню GIAT TML-105 со 105-мм пушкой GIAT G2, имеющей начальную скорость снаряда 1495 м/с. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм, в передней части башни также установлены гранатометы GALIX для пуска дымовых и противопехотных гранат. Приводы башни и орудия – электрогидравлические. Боезапас составляют 12 снарядов в нише башни и 26 снарядов, хранящихся в корпусе. Что любопытно, этот монстр оказался годен не только для кунсткамеры. «Пираньи» 10×10 были заказаны Саудовской Аравией и Швецией, причем для скандинавов была специально разработана и командно-штабная версия для артиллерийских батарей береговой обороны.

КАНАДЦА НА ОСНОВЕ «ПИРАНЬИ III» разработали колесную БМП LAV-III «Кадьяк», которая поступила на вооружение в 1999-м и стала основным транспортным средством механизированной пехоты в этой стране. Машина приглянулась и военным Новой Зеландии, где она в 2003–2004 годах под названием NZLAV заменила устаревшие американские бронетранспортеры M113. Всего в канадскую армию был поставлен 651 «Кадьяк», в новозеландскую – 105 NZLAV.

ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ «Пираньи», у «Кадьяка» улучшена бронезащита. Базовая броня обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль; керамические накладки могут быть добавлены в случае необходимости и защищают от огня 14,5-мм пулеметов. Некоторые источники утверждают, что лобовая броня с пластинами «аппликации» может выдержать и 30-мм снаряды. Усилена противоминная защита днища. За счет всех этих усовершенствований масса LAV-III достигла 17 т. Башня, разработанная все той же «Делко системз», оснащена 25-мм автоматической пушкой М242 «Бушмастер» и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. Еще один 5,56-мм пулемет М249 устанавливается на турели на крыше башни. Для возимого имущества, помимо решетчатой корзины на башне, на крыше кормовой части есть большой короб. В отличие от «Пираньи III», у которой за водителем находится дополнительное место, на «Кадьяке» там расположено воздухозаборное устройство с мощным фильтром. Таким образом, место механика-водителя изолировано от боевого отделения, что вряд ли можно считать достоинством машины. Несмотря на то что базовая ББМ «Пиранья III» имеет два гребных винта с приводом от основного двигателя и может вплавь преодолевать водные преграды, канадский «Кадьяк» такой способности не имеет – защищенность у него в большем приоритете, чем амфибийность.
Начиная с 2012 года канадцы модернизируют LAV-III, что позволит продлить срок их эксплуатации до 2035 года.

ЗА ОКЕАНОМ «ПИРАНЬЯ III» также послужила основой и для американского БТР М1126 «Страйкер» и семейства машин на его базе, общее количество которых должно составить свыше 2000 единиц. Машины же оригинального швейцарского производства уже в новом тысячелетии охотно приобретали в самых разных странах. Бразилия закупила 30 таких машин, Ирландия – 80. Два больших контракта подписано в феврале 2006 года: по одному из них 724 ББМ «Пиранья III» к октябрю 2012 года должны были поставить в Саудовскую Аравию, другой предусматривал поставку 242 машин в Бельгию к январю 2015 года. 

НА ЭТОМ ШВЕЙЦАРСКИЕ КОНСТРУКТОРЫ не останавливаются. В 2001 году они разработали «Пиранью IV», которая оказалась заметно больше и тяжелее всех предыдущих вариантов – ее масса достигает 15–25 т, мощность двигателя – 544 л. с., запас хода – 750 км. Экипаж – 2–3 человека, десант – до 9–10. Машина может быть оснащена 12,7-мм пулеметом, 25-мм или 30-мм автоматической пушкой, 105-мм орудием с низким импульсом. Стальной корпус обеспечивает круговую защиту от 14,5-мм пуль, а его специальная форма позволяет уменьшить радиолокационную и тепловую заметность ББМ. Улучшена защита от мин – днище корпуса способно выдержать взрыв до 8 кг взрывчатки.

В 2010 ГОДУ MOWAG представила боевую машину «Пиранья V», изначально разработанную как колесная БМП. Ее длина достигла 8 м, ширина – 2,99, вес в различных вариантах колеблется от 17 до 30 т. Основное вооружение – 30-мм автоматическая пушка и 12,7-мм спаренный пулемет. Экипаж – 3 человека, десант – 8. Цельносварной стальной корпус с интегрированным дополнением композитной модульной брони обеспечивает круговую защиту от 14,5-мм пуль и осколков снарядов в базовом исполнении. Дополнительное бронирование гарантирует круговую защиту от 25-мм снарядов бронебойного действия. Двухслойное днище с V-образным изгибом позволяет выдержать взрыв до 10 кг взрывчатки под любым колесом. Все сиденья также имеют противоминную конструкцию. В корме находится задняя аппарель. Двигатель дизельный с турбонаддувом MTU 6V199 TE21 мощностью 580 л. с. Имеется центральная система подкачки шин. Управление – рулевое. Создан вариант «Дезерт Пирана» для ведения боевых действий в пустынной местности. 
Заказов на эти две новые машины пока не поступало, но менеджеры фирмы MOWAG, похоже, всецело нацелены на успех. Необычайные похождения бронированной «Пираньи» продолжаются. 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK