Моноколесо, гироскутер, ховерборд: на чем передвигаться по городу
Моноколесо
Моноколесо впервые появилось на дорогах США в 2009 году как электроуницикл – так его назвал разработчик Дин Кеймен (Dean L. Kamen) из компании Inventist. Транспортное средство, выпускаемое под брендом Solowheel, стало очень популярным среди пользователей благодаря доступной цене и отсутствию необходимости в правах. Довольно быстро подобные устройства стали производить и другие компании из Франции, США и Китая.
Уницикл состоит из колеса, упакованного в пластиковый корпус с ручкой для переноски. Верхняя панель обычно снабжена кнопкой включения, индикатором заряда и разъемом для зарядки аккумуляторов. Наверняка, увидев моноколесо, вы задавались вопросом: как человек с него не падает? Равновесие всей конструкции поддерживают встроенные в уницикл гироскопы. Электроунициклы работают от аккумуляторов, которых обычно хватает минимум на 10 км езды. Поэтому их часто используют для небольших поездок по городу или вблизи населенных пунктов, где можно подзарядить батареи. И хотя, по мнению многих очевидцев, выглядит моноколесо весьма нелепо, со своей основной задачей оно справляется, быстро и без лишних выбросов в атмосферу доставляя владельца куда нужно.
Интересно, что моноколесо является доработанной версией сегвея, другого компактного, но двухколесного средства передвижения. Его автором был тот же самый Дин Кеймен. Но если в случае с моноколесом он стремился добиться максимальной компактности, то, создавая сегвей, он, скорее, вдохновлялся римской колесницей.
Одноколесный мотоцикл построил Вальтер Нильсон в своем заднем дворе в Лос-Анджелесе в 1935 г. twitter.comКататься на моноколесе разрешено даже детям и подросткам, но благодаря его компактности и доступности такой транспорт начали использовать и многие взрослые. А сегвей часто заменяет громоздкую коляску или ходунки пожилым людям, позволяя им добраться до магазина, друзей или поликлиники. Также сегвеями, наряду со службами быстрого реагирования, пользуются полицейские подразделения некоторых стран и частные охранные предприятия.
Моноколесо
Гироскутер
Гироскутер – еще один популярный вариант компактного средства передвижения, чьи корни уходят глубоко в начало 90-х годов – именно тогда появились первые прототипы подобных систем с автоматической или полуавтоматической балансировкой. И тем не менее, в том виде, в котором гироскутер нам известен сегодня, он появился только в 2010 году.
По своей сути гироскутер также является вариацией сегвея, но отличается от него тем, что у последнего все-таки есть рулевая колонка. Гироскутер же управляется благодаря тому, что человек смещает массу своего тела в разные стороны. Наклоны вперед или назад сообщают устройству, куда нужно ехать, тогда как легкие наклоны в стороны принуждают его к повороту в ту или иную сторону. Гироскопические датчики, установленные в корпусе, не только дали название транспортному средству, но и помогли ему справиться со сложностями управления. Именно они фиксируют наклоны тела.
Для удобства «водителя» двухколесные гироскутеры оборудованы площадкой для ног, стоя на которой, человек самостоятельно балансирует на протяжении всего пути. Так как других вспомогательных приспособлений для удобства и безопасности у гироскутера нет, правила дорожного движения некоторых стран предписывают надевать перед поездкой шлемы и щитки, защищающие локти и колени от возможных травм. В России же владельцы гироскутеров приравниваются к пешеходам, поэтому защиты для поездок на них по российским дорогам и тротуарам не требуется. На низкой скорости до 10 км/ч можно легко замедлиться, а потом безопасно соскочить, да и при падении с гироскутера и ему подобных устройств едва ли вы получите серьезную травму. Но все же лучше надевайте шлем!
Электровелосипед
Электровелосипед – куда более весомый агрегат. Внешне это обычный велосипед, с педалями, цепью и другими привычными деталями. А его особенность – в небольшом моторе, который включается автоматически или по желанию владельца. При этом, несмотря на наличие электропривода, велосипед может приводиться в движение по старинке, педалями.
Электромотор велосипеда все-таки редко используют. Чаще всего его включают, когда нужно заехать, например, на крутой склон – это может быть очень кстати, если велосипедист не натренирован и плохо переносит серьезные нагрузки.
Благодаря развитию технологий, позволяющему разместить небольшой, но относительно мощный мотор с аккумуляторами на раме велосипеда, с начала 90-х годов количество электровелосипедов быстро растет. А учитывая возможность зарядки такого велосипеда от обычной бытовой сети, возможно, он завоюет сердца многих.
Считается, что стоимость базовой модели электровелосипеда значительно выше того же сегвея или моноколеса, но это не совсем так. Готовые комплекты, позволяющие превратить обычный велосипед в электрический, стоят немногим дороже хорошего электромоноколеса или гироскутера. Хотя сложно поспорить с тем, что цена электровелосипеда премиального сегмента может «кусаться», достигая нескольких тысяч долларов за базовую комплектацию. Топовые решения и вовсе сравнимы по цене с неплохим автомобилем. Высокая стоимость обусловлена не только дорогими материалами, но и рядом особенностей, отличающих транспортные средства от конкурентов: фирменное ПО, складная рама собственной разработки и другие технологические особенности.
Горный велосипед. Фото: Michi2873, en.wikipedia.org
Но даже у дорогих электробайков есть свои недостатки. Главное их отличие от той же «Лады» – непереносимость низких температур. Двигатель машины легко с этим справляется, а вот электропривод даже очень хорошего и дорогого велосипеда быстро зачахнет уже при минус 10–15 градусах. При этом некоторые модели хоть и способны выдерживать длительное воздействие низких температур, все же не так компактны и маневренны, как этого хотелось бы велолюбителям. Вес таких велосипедов часто превышает 30, а то и 40 кг, что делает не очень удобной их повседневную эксплуатацию.
Впрочем, есть и ультрабюджетные мопеды, которые обходятся без батареек благодаря двигателю внутреннего сгорания. Наверняка не только автор, но и многие читатели сейчас с умилением вспомнили смешные драндулеты с небольшим мотором и канистрой, заменяющей бензобак и примотанной к раме. В городе такое почти невозможно встретить, но в деревнях кое-где на таких еще катаются. Совсем не экологично, очень громко, зато почти даром, учитывая длительность поездок, а также затраты на топливо.
Миникар
Жители больших городов с ограниченным количеством парковочных мест и утренними пробками в 9 баллов по-прежнему предпочитают что-то сравнительно небольшое, но более безопасное, с дверцами и крышей и, по возможности, кондиционером и магнитолой. Решение есть и для этих людей – миникар.
В народе их еще называют «бешеными табуретками» из-за нелепой конструкции. Обычно это весьма компактный электромобиль, рассчитанный на одного-трех человек и на 70–150 км езды без подзарядки. Стоят они вполне сравнимо с топовым электровелосипедом, иногда чуть дороже. В любом случае, за $13–20 тыс. владелец миникара получает быструю зарядку от любой вилки, относительно комфортный салон и возможность запарковаться у любого куста.
Конечно же, как и в случае с другими мобильными видами транспорта, на длительные заезды на одном заряде рассчитывать не приходится, но километров сто такой автомобиль вполне выдержит без зарядки его небольших аккумуляторов.
Миникары делают как известные производители авто, так и не очень крупные компании. В Китае, например, широко распространено производство таких микромашин. Местные умельцы умудряются делать их даже на базе маломощных моторов от мопеда или же изобретают что-то более мощное, но все еще подходящее по габаритам и цене для таких малюток.Женщина и ее сын в капсуле электрического трехколесного велосипеда едут по главной дороге Пекина, 15 марта 2012 года. Фото: David Gray, theatlantic.com
Ховерборд
Марти из кинотрилогии «Назад в будущее» смог полетать на ховерборде, который в фильме заменил людям обычные скейтборды, но нам с вами этого пока сделать не удалось. В реальности воплотить идею в жизнь пробовали как ведущие шоу «Разрушители мифов» и «Gadget Show» в 2004–2005 годах, так и более серьезные специалисты. В телешоу пытались протестировать гибрид скейта и машины для уборки листьев, но прототипы вышли неуправляемыми, да и взлететь высоко не смогли.
Предпринимались попытки сделать нечто подобное при помощи принципа магнитной левитации, но такие доски требовали наличия магнитного рельса, да и стоили баснословных денег еще на этапе планирования. По принципу квантовой левитации собственный прототип изготовила и компания Lexus, но и тут не обошлось без нюансов – доска работала только на специальной поверхности.
Американский проект Flyboard Air, разработанный Фрэнки Запатой, летал гораздо лучше, перемещаясь над водой при помощи четырех реактивных двигателей. Выглядело впечатляюще, но все еще не как в кино. Инженер не стал останавливаться на достигнутом, сделал еще пару прототипов, а в 2019 году успешно пересек пролив Ла-Манш на ховерборде, который сам и изготовил. Устройство выглядит громоздко, да и с трудом подходит даже для развлечения таких экстремалов, как Фрэнки, но факт остается фактом – эта штука летает. Хоть и пока на керосине, запаса которого хватает примерно на 11 минут.
Кто знает – может, если к Запате подключатся еще несколько таких же энтузиастов, через десять лет мы получим настоящий летающий скейтборд, который заменит современным экстремалам их гироскутеры и самокаты? Пока же изобретатель получил грант от министерства обороны Франции, которое очень заинтересовалось новейшим ховербордом.
Технологии
Вячеслав Ларионов