Мы делили F1
В Формуле-1 на голом энтузиазме далеко не уедешь в прямом смысле слова. Не секрет, что уровень финансовой устойчивости команд напрямую влияет на их результаты. Гонщикам, выступающим за недавно созданные и не очень богатые «конюшни», – например, Marussia или Caterham, – довольно сложно попасть в очки; и наоборот, команды с длительной историей участия в чемпионате и мощной спонсорской поддержкой, такие как Ferrari или McLaren, практически в каждом сезоне борются за Кубок конструкторов. Солидная материальная база Red Bull Racing позволяет команде хорошо платить гонщикам, нанимать талантливых конструкторов и выстраивать систему подготовки молодых пилотов, в то время как слабая инвестиционная привлекательность конюшен-середняков заставляет их прибегать к услугам рента-драйверов, которые получают возможность выступления в гонках лишь при условии масштабного привлечения спонсорских средств – то есть фактически сами платят за участие в турнире. Последнее вызывает массу нареканий со стороны экспертов и болельщиков; однако такое положение вещей отчасти связано с нестабильностью мировой экономики, вынуждающей бизнес отказываться от непрофильных активов. Впрочем, у каждой из команд ситуация складывается по-своему.
Red Bull Racing
В прошедшем году основными статьями дохода команды австрийского бизнесмена Дитриха Матешица (Dietrich Mateschitz), «окрыляющего» весь мир жидкостью с кофеином и таурином, являлись субсидии со стороны самой компании Red Bull (110 млн фунтов), инвестиции спонсоров (60 млн фунтов), а также призовые выплаты от FOM (70 млн фунтов). Несмотря на прибыль в размере 4,5 млн фунтов, команда стремится обрести известную долю независимости от производителя энергетических напитков. Достижению этой цели в немалой степени могут поспособствовать успехи Себастьяна Феттеля (Sebastian Vettel): немецкий автогонщик четыре раза подряд завоевывал чемпионский титул F1 – это заметно повышает привлекательность команды в глазах потенциальных спонсоров. Существенный вклад в триумф «конюшни» внес и Эдриан Ньюи (Adrian Newey), один из самых успешных дизайнеров в истории автоспорта: в 1990-е годы пилоты, выступавшие на проектировавшихся под его руководством болидах Williams и McLaren, выиграли целую россыпь чемпионских титулов. Именно поэтому доминирование Феттеля – лишнее доказательство того, что пилот – лишь острие копья, древком которого является кропотливая работа коллектива профессионалов.
Scuderia Ferrari
Ferrari – старейшая в истории команда, которая при этом является единственной из «конюшен», строящей свой болид исключительно самостоятельно, не используя комплектующих от других производителей. В 2012 году доход Ferrari составил 260 млн фунтов, из которых 180 млн – вложения спонсоров и клиентов и еще 80 млн – выплаты FOM; тогда же была зафиксирована чистая прибыль в размере 10 млн фунтов. Бренд Ferrari сам по себе обеспечивает существенное подспорье в финансовой стабильности Скудерии, что неудивительно: герб с изображением гарцующего жеребца на желтом фоне знаком даже людям, живущим в тех местах, где еще и дорог-то с твердым покрытием нет. При всем этом немаловажную роль здесь играют фигуры пилотов, о чем свидетельствует, например, сотрудничество с «конюшней» банка Santander с момента прихода в Скудерию испанского пилота Фернандо Алонсо (Fernando Alonso) – двукратного чемпиона мира.
McLaren Racing
В год проведения 63-го чемпионата мира в классе машин Формула-1 (2012) доход McLaren достиг 180 млн фунтов, из которых 120 млн составили средства спонсоров и еще 60 млн – выплаты от FOM. Довольно долгое время McLaren использовал моторы Mercedes, а также сотрудничал с телекоммуникационным оператором Vodafone. Однако в прошлом ноябре команда начала искать нового титульного спонсора и объявила о подписании соглашения с японским концерном Honda, моторы которого будут использоваться ею начиная с 2015 года. Стоит напомнить, что в конце 80-х тандем McLaren и Honda был символом всепоглощающего успеха в F1: так, в сезоне-1988 Айртон Сенна и Ален Прост, являвшиеся тогда напарниками по команде, победили в 15 этапах из 16. Время покажет, сможет ли дуэт Дженсона Баттона и Кевина Магнуссена, нынешних пилотов команды, повторить это достижение.
Lotus
Команда из британского Энстоуна является фактическим преемником «конюшен» Benetton и Renault F1, в составе которых по два чемпионских титула выиграли Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Несмотря на относительный спад конца 2000-х годов, команда все-таки сумела вернуть себе место в авангарде пелетона, войдя в четверку лучших в зачете Кубка конструкторов по итогам последних двух сезонов. Вместе с тем, «конюшня» испытывает серьезные финансовые затруднения, о чем свидетельствуют убытки в 56,8 млн фунтов по итогам 2012 года – рекордные за всю историю Формулы-1. В этом отношении Lotus умудрился перекрыть «достижения» команд Marussia и BAR, в 2011 и 1999 годах потерявших 46,3 млн фунтов и 41,9 млн соответственно. Команда остается на плаву во многом благодаря финансовым вливаниям фонда Genii Capital (30 млн фунтов), спонсорской поддержке (45 млн фунтов) и выплатам FOM (45 млн фунтов). Сумеет ли она выправить свое финансовое положение, пока не очень понятно.
Mercedes Grand Prix
Хотя номинально Mercedes является наследником существовавших в 1950-е «Серебряных стрел», в реальности команда возникла на базе коллектива Brown GP, выигравшего ровно пять лет назад и личный зачет, и Кубок конструкторов. В 2010 году в команду пришел легендарный Михаэль Шумахер: семикратный чемпион мира вернулся в гонки после нескольких лет отсутствия. К огорчению миллионов поклонников, в течение трех сезонов выступлений за Mercedes «Красному барону» не удалось одержать ни одной победы. Единственный раз серьезная надежда у фанатов Михаэля возникла в мае 2012 года, когда их кумир завоевал «поул» в квалификации гран-при Монако; однако штраф в пять позиций стартовой решетки не позволил титулованному немцу выиграть на узких улочках Монте-Карло в шестой раз в карьере. В прошлом сезоне его место в команде занял Льюис Хэмильтон, который на пару с Нико Росбергом выиграл три гонки. Вполне вероятно, что в этом году выступления «конюшни» окажутся еще более успешными, поскольку в ходе предсезонных тестов она практически не испытывала технических проблем и показывала хорошие результаты. Немаловажным подспорьем в улучшении спортивных показателей будет финансовая устойчивость Mercedes, обеспечиваемая массивной поддержкой со стороны головного концерна.
Несмотря на то, что в последние годы в чемпионате наблюдается доминирование пяти перечисленных выше команд, за попадание в очковую зону и тройку лучших борются и середняки, лидером среди которых является Sauber. Швейцарский коллектив унаследовал от BMW развитую инфраструктуру, что, в частности, позволяет команде время от времени создавать конкурентоспособный болид, как это было, например, в 2012 году, когда раскрылся талант мексиканца Серхио Переса (Sergio Pérez). Молодой пилот, пользующийся спонсорской поддержкой, сумел тогда трижды подняться на подиум, что позволило ему перебраться в McLaren. Вместе с тем, в прошлом сезоне команда испытывала существенные финансовые трудности и потому вела интенсивные переговоры о привлечении стороннего инвестора. Минувшим летом в прессе сообщалось о том, что Sauber сумел найти партнеров в России. Косвенно об этом свидетельствовал тот факт, что руководство «конюшни» заключило предварительное соглашение с молодым российским гонщиком Сергеем Сироткиным. Однако наш соотечественник так и не занял место призового пилота, и в этом сезоне за команду будут выступать Адриан Сутиль (Adrian Sutil) и Эстебан Гутьеррес (Esteban Manuel Gutiérrez Gutiérrez). Сумеет ли Sauber пройти нынешний сезон без финансовых осложнений, и сможет ли команда привлечь к партнерству швейцарские марки Rolex и UBS, до сих пор сотрудничавшие только с FOM, покажет время.
Другим середняком пелетона является команда Force India, собственность индийских миллиардеров Виджея Мальи (Vijay Mallya) и Субраты Роя (Subrata Roy), каждому из которых принадлежит по 42,5 % акций, а также нескольких голландских миноритариев, инвестировавших в «конюшню», еще когда она выступала под названиями Jordan, Midland и Spyker. Треть бюджета коллектива, равного 100 млн фунтов, поступает от группы Sahara, еще 45 % покрывают выплаты от спонсоров и FOM. Команда иногда попадает в призы: многие болельщики до сих пор помнят второе место Джанкарло Физикеллы (Giancarlo Fisichella) на трассе бельгийского Спа в 2009 году. Однако достичь успеха 1999 года, когда «конюшня» заняла два третьих места в личном зачете пилотов и в Кубке конструкторов, команда еще не смогла.
Далека от былой славы и Williams, доминировавшая на протяжении большей части 1990-х годов и весьма конкурентоспособная в первой половине 2000-х. Сегодня она напоминает лишь бледную тень самой себя: единственную победу за прошедшие десять лет принес венесуэлец Пастор Мальдонадо (Pastor Maldonado) – в Барселоне в 2012 году.
Что касается таких команд, как Marussia и Caterham, то для них источниками дохода являются средства владельцев, а также поступления от пилотов и FOM. Сегодня оба эти коллектива соревнуются за предпоследнее место в чемпионате и в серьезной борьбе за очки, а значит и прибыль, участия не принимают.
Технологии
Кирилл Родионов