Китайская родня Т-72
Основной боевой танк Type 85, продемонстрированный китайцами в 1986 году, стал поворотным пунктом в их танкостроении, который завершил череду модернизации старых советских машин. Главным его отличием была сварная башня с развитой кормовой нишей по типу западных танков. Компоновка классическая. Корпус и башня имеют комбинированное многослойное бронирование в лобовой проекции, которое может дополняться подвеской динамической защиты. Прототип имел шасси Type 88, но в серийное производство машину запустили с измененным корпусом по кормовой части и моторно-трансмиссионному отделению.
Башня модульной конструкции сварена из катаных и литых броневых деталей; скулы ее заполнены керамическим наполнителем, что увеличивает стойкость фронтальной проекции от кумулятивных и подкалиберных снарядов. Первые образцы были вооружены той же 105-миллиметровой нарезной пушкой, что устанавливалась на танках Type 80/88.
Небольшой серией была выпущена модификация Type 85-I, оснащенная новой СУО ISFCS-212 со встроенным лазерным дальномером и комбинированными прицелами наводчика и командира. Дизельный двигатель с турбонаддувом 12150L7BW мощностью 730 л. с. позволял развивать скорость по шоссе до 57 км/ч. Двигатель этот является развитием дизеля 12150L-7, применяемого на танке Type 59, который, в свою очередь, представляет собой модификацию советского дизеля В-54. Запас хода составляет около 500 км.
Дальнейшим усовершенствованием стал Type 85-II (впервые показанный в 1989 году на выставке вооружений «Дубай-89»), а после – Type 85-IIM, первый китайский серийно производимый танк, оснащенный автоматом заряжания и вооруженный 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Его производство началось в 1992 году. На вооружение Народно-освободительной армии Китая (НОАК) он не поступал, а поставлялся преимущественно Пакистану – 225 экземпляров (там они называются Type 85-IIAP).
По характеристикам основного вооружения и автомата заряжания этот танк почти повторяет советский Т-72. Оригинально бронирование башни: оно выполнено в виде съемных модулей, что позволяет быстрее устранять боевые повреждения и упрощает модернизацию.
Опыт войны в Персидском заливе, где иракские танки китайского производства оказались совершенно не годны к противостоянию с западными танками третьего поколения, имел эффект холодного душа. НОАК решила создать танк, превосходящий Type 80, Type 85 и Type 88, и такой ОБТ был разработан на основе экспортного Type 85-IIM. Первоначально это детище фирмы NORINCO получило обозначение Type 88С, или ZTZ88C. Из-за финансовых трудностей его серийное производство начали лишь в 1997 году; обозначение поменялось на Type 96. Выпуск развернули в городе Баотоу на военном заводе № 617 – основном китайском танковом предприятии.
Основное вооружение «Аль Халида» – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка 2А46М с хромированным каналом ствола, термокожухом и эжектором. Улучшена система тормоза отката, что повышает точность стрельбы. Общий вес тела орудия без стабилизатора и бронемаски – 2443 кг, откатных частей – 1970 кг. Сообщалось, что пушки производятся в Китае по лицензии (купленной, скорее всего, у России). Автомат заряжания карусельного типа аналогичен установленному на Т-72. Боекомплект составляет 39 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 22 из которых расположены в механической боеукладке под башней, остальные 17 – в корпусе. Используются те же 125-миллиметровые боеприпасы компании NORINCO, что и на Type 85-IIM/88C: бронебойный подкалиберный (начальная скорость 1760 м/с), кумулятивный (850 м/с) и осколочно-фугасный (950 м/с). Помимо этого предполагается наличие нового бронебойного подкалиберного оперенного снаряда с сердечником из обедненного урана (APFSDS) – известно, что Китай активно сотрудничает в этой области с Израилем и производит такие снаряды для Type 88 и Type 59D.
МВТ-2000 оборудован современной французской СУО; она аналогична установленной на танке «Леклерк». Основные элементы: цифровой баллистический вычислитель; перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и независимо стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания; перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира с головкой панорамного типа; дисплей командира, двухплоскостной стабилизатор вооружения (копия российского 2Э28 «Сирень») и набор датчиков. Вооружение управляется наводчиком и командиром. Поскольку головка панорамного прицела может поворачиваться на 180?, командирская башенка отсутствует, а по периметру люка командира установлено шесть перископических приборов наблюдения за местностью.
Проектируя МВТ-2000, китайцы и пакистанцы поэкспериментировали с двигателями. Сообщалось, что для «Аль Халида» они останавливались на британском 1200-сильном CV-12-1200 TCA «Кондор» (такой же стоит на «Челленджере») вкупе с французской гидромеханической автоматической трансмиссией SESM ESM-500 (такая стоит на «Леклерке»). Позже появилась информация, что на «Аль Халиде» поставят французский Unidiesel V, но в итоге на танке установили украинский 6ТД мощностью 1000 л. с. – не первой свежести, но позволяющий добиться низкого силуэта и без проблем входящий в габариты бронекорпуса Т-72М. Любопытно, что при этом экспортные VT-1 и VT-1A, направляемые в страны вроде Перу, китайцы оснащают более совершенным 1200-сильными 6ТД-2.
В начале 90-х отношения между нашей страной и Китаем значительно улучшились, так что порой Россия стала играть для Поднебесной роль волшебника Сулеймана, у которого «все без обмана». Захотели познакомиться поближе с конструкцией Т-72 – пожалуйста. А затем и новейшая модернизация Т-80У последовала – в надежде соблазнить на массовые закупки. Однако реакция китайцев на Т-80У оказалась неожиданной. Вместо того, чтобы купить готовый продукт, они решили самостоятельно создать танк, который не только будет способен победить в бою «Т-80У», но и сможет на равных противостоять «Абрамсу» и «Леопарду 2».
Новый супертанк Type 98 стал усовершенствованием Type 80-II. На него установили восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом WD396 (модернизацию немецкого MTV936, производимого в КНР по лицензии). Есть сведения, что трансмиссия полностью заимствована у нашего Т-72М. Ходовая часть скопирована у него же, но удлинена.
СУО Type 98 аналогична установленной на «Аль Халид». Одна из особенностей танка – оригинальная лазерная система активной защиты JD-3 на квантовых генераторах. Она состоит из датчика предупреждения о лазерном облучении и самого квантового генератора. При обнаружении луча лазера, наведенного на танк, система предупреждения подает команду на разворот башни, а генератор выдает свой лазерный луч малой мощности, определяя местонахождение излучающего объекта. Если цель засечена, лазер включается на полную мощность, поражая ее оптические средства.
«Магистральной линией» стало появление нового танка Type 99, который заметно отличается от предшественника лобовой частью башни на манер немецкого «Леопарда 2А5(А6)» и который китайцы порой афишируют как лучший в мире. Выбор вооружения сопровождался дебатами. Какую пушку использовать – 120- или 125-миллиметровую? По мнению генерального конструктора Чжу Юйшэна, по танковым орудиям западная технология была хуже русской. 120-миллиметровая пушка имеет метательный заряд объемом 9,8 л, а китайская 125-миллиметровая – заряд объемом 13,4 л. Испытания показали, что последняя действительно мощнее. Если говорить об огневой мощи Type 99, 125-миллиметровая пушка при использовании подкалиберного снаряда с сердечником из вольфрамового сплава с хвостовым стабилизатором способна на дистанции 2000 м пробить более 850 мм гомогенной брони, а с использованием пенетраторов из специального сплава – более 960 мм. Для сравнения: пушка американских М1А2 «Абрамс» с 2000 м пробивает 810-миллиметровую броню, пушка немецкого «Леопард 2А6» – около 900 мм, а японского танка Type 90 – 650 мм. Так что в лидерстве китайцев в технических характеристиках здесь нет сомнений.
На танке используется передовая СУО Hunter-killer. Командир может управлять оружием помимо наводчика – включая стрельбу, сопровождение цели, целеуказание и т. п.
Type 99 имеет и высокую защищенность: толщина брони башни в лобовой проекции – 700 мм, корпуса – 500–600 мм, а с учетом установки новой реактивной брони она может достигать 1000–1200 мм, что превосходит иные западные аналоги.
Сведения о количестве произведенных Type 99 разнятся, в основном говорят о 300–400 экземплярах. Наряду с Type 96 они будут составлять основу ударной мощи сухопутных сил НОАК в первой четверти XXI века. Хотя, конечно, остается вопросом: а удалось ли им превзойти улучшенные образцы тех российских аналогов, что послужили основой для их создания?
Технологии
Виктор Бумагин
-
Не совсем понятно, зачем и для какого читателя ММ опубликована эта статья? Ведь для тех, кого действительно интересуют танки, другая военная техника, издаются целевые журналы: Танки мира, Техника и вооружение, Вооруженные силы стран мира и др.
-
Мне самой не совсем приятна аналогия, которую я сейчас приведу... но почему в магазине "Спар", который недалеко от нашей редакции, продают не только продукты и алкоголь, но и бытовую химию, и игрушки, и даже постельное белье? Ведь для всего этого есть целевые магазины! А еще можно поехать на оптовую базу и там все закупить на год вперед... )
-
Пример с магазинами смешанного ассортимента здесь не годится. В них все товары являются предметами массового спроса. Поэтому и появились универсамы и супермаркеты. А вот эта статья про танки для кого? Кто из обычных людей в состоянии оценить достоинства танковых двигателей: британского 1200-сильном CV-12-1200 TCA «Кондор» (такой же стоит на «Челленджере») вкупе с французской гидромеханической автоматической трансмиссией SESM ESM-500 (такая стоит на «Леклерке»), французского Unidiesel V, украинский 6ТД мощностью 1000 л. с.? Кому любопытно, что при этом экспортные VT-1 и VT-1A, направляемые в страны вроде Перу, китайцы оснащают более совершенным 1200-сильными 6ТД-2? И так далее.
Ведь 90% наших читателей сейчас - это студенты 17-22 лет, более половины это девушки. Свыше 50% учатся по гуманитарным специальностям. Покажите мне хотя бы десяток студентов, которых эта статья заинтересовала. Думаю, она более подходит для курсантов танковых училищ 2-3 курсов, которые уже знают, где на танке находится задняя опора ствола в люльке.
-