Хипстеры в невесомости
Протащить новинку в невесомость не так-то просто. Точнее, очень тяжело. Широко известен случай, когда Ричард Гэрриот, легендарный разработчик компьютерных игр, получил возможность слетать туристом на МКС и хотел взять с собой iPod. «Хорошо, – ответили в НАСА, – но нам надо разобрать его. Вытащить аккумулятор и выкинуть. Впаять новый переходник и использовать внешний источник питания». Ричард оставил свой плеер на Земле.
Cертификация устройства для его появления на станции – процесс долгий и недешевый, и, чтобы понять всю его серьезность, достаточно осознать, что человеку на МКС некуда деться. Даже аварийного всплытия нет. Поэтому малейший недочет может привести к огромным проблемам. Рассматривая любую электронику не как устройство облегчения жизни, а как источник проблем, можно составить примерно такой список.
Вес. Как шутили в фильме «Перл Харбор», надо сходить в туалет, или бомбардировщик не взлетит. Тут практически так же: себестоимость вывода груза на орбиту космическая, поэтому взять с собой игровой стационарный компьютер с водяным охлаждением, гигантский монитор и пару колонок точно не удастся.
Аккумулятор. История с Ричардом Гэрриотом показательная: у обычных элементов питания из магазина электроники довольно высока пожароопасность, и ограничение на их провоз ввели даже на авиарейсах – что уж говорить о космосе.
Испарения. На Земле, в офисе, где можно открыть форточку, вы ни за что не заметите, что пластик вашего ноутбука или телефона что-то испаряет в воздух. А вот в космосе почувствуете – замкнутая система обеспечения воздуха будет загрязнена этими микрочастицами практически навсегда.
Стекло. Ну, тут все ясно: любой хрупкий предмет может разбиться на множество мелких осколков, которые будут парить в отсеках. Так что лучше оставить все Gorilla Glass на Земле.
Электроника. Как бы странно это ни звучало, но стоит запретить ее в целом, потому что каждый гаджет создает излучение. Если влияние мобильника на ноутбук ничтожно, то для космической аппаратуры оно может быть фатальным. Так что планшеты и фотоаппараты тоже остаются на родной планете.
И напоследок: на станции нет розеток 220 В, так что зарядить Macbook не получится в любом случае.
Итак, мы выяснили, что путь для потребительской электроники с прилавка на космические станции закрыт надолго. Тем не менее, гаджеты иногда попадают на МКС – избранные. Среди камер это Nikon: модели D3 и D4 одинаково успешно работают как внутри станции, так и в открытом космосе. На форумах, посвященных фотографии, проводились целые исследования снимков с орбиты. Учитывая качество изображения и масштаб, энтузиасты пришли к выводу, что для некоторых фотографий использовали Nikon D4 с объективом на 1150 мм. Весит такой монстр не менее 4,5 кг. Но, чтобы управляться с таким огромным объективом в невесомости, не нужен штатив – просто держи его в руке.
Из телефонов на МКС побывали iPhone 4 и Google Nexus S. iPhone использовался для научных работ, связанных с датчиками положения в пространстве и снимками нашей планеты. Но самое ценное – это, наверное, планировщик. Распорядок дня на станции расписан по минутам, а более удобного способа управления задачами, чем карманный девайс, пока нет. Ну и признаемся: вычислительная мощь одного iPhone может превосходить всю станцию.
Ноутбук, как и положено хипстерам, – ThinkPad (которые в свое время выпускались IBM, а теперь достались Lenovo). Самые распространенные наручные часы на орбите – Omega Speedmaster, появившиеся на фотографиях впервые во время лунной миссии «Аполлона». А в 2015 году на борту побывала GoPro Hero 3, снимками которой восхищалось все земное население.
Помимо старых проверенных гаджетов, на орбиту могут попасть и специальные новинки, которые многие хотели бы увидеть на полках магазинов. Так, например, в рамках Международного конкурса Космических приспособлений (NASA’s International Space apps challenge) был разработан прототип костюма Aurora Wearables со светящимися элементами, которые могут оповещать о погоде на Земле в родном городе, о новых твитах, о всяких приятных мелочах, которые помогают не забыть дом. А еще на том же конкурсе дебютировала мечта любого геймера: настоящий Pip-Boy 3000 – универсальный микрокомпьютер персонажа игры Fallout. С такой игрушкой можно следить за состоянием космонавта и окружающей среды с куда большими возможностями, чем сейчас предоставляют нам фитнес-браслеты и трекеры.
Преимущества рыночной электроники на орбите кажутся вполне очевидными: вес современных гаджетов составляет десятки граммов, а вычислительные мощности превосходят компьютеры МКС. Современный тач-интерфейс во многом удобнее кнопочного, и это помогло бы ускорить работу экипажа, повысив эффективность. Остается одно большое «но»: безопасность. Именно в нее упирается большинство ограничений. Тем не менее, пройдя сложный путь лицензирования и сертификации, гаджеты добираются и до бесконечности космоса. А вот повсеместное распространение потребительской электроники в космосе – это вопрос времени.
Технологии
Игорь Зубов