Догнать и перегнать SpaceX
Полная многоразовость
Компания SpaceX первая на практике создала то, что принято называть «многоразовой ракетой». Такой подход может резко удешевить старты и сделать космос доступнее – и финансово, и технологически. Не умаляя достижений Илона Маска, стоит отметить, что все немного сложней. Во-первых, экономия средств от повторного применения ракеты до конца не известна, хотя в 2017-м издание Space News сообщало, что подготовка первой ступени Falcon 9 к повторному запуску обошлась SpaceX более чем в два раза дешевле, чем производство новой. Сейчас компания Илона Маска де-факто контролирует рынок космических запусков. Во-вторых, Falcon 9 – не «конечный» результат, а шаг на пути к настоящей многоразовости. Ракету правильнее назвать «частично многоразовой», ведь из двух ступеней возвращается только одна – первая.
Выставочный экспонат музея в Хьюстоне: 1-я ступень Falcon 9. Фото: Space Center Houston, SpaceTraffic, twitter.com
Когда американские конкуренты Маска (такие как Blue Origin), Китай и Россия, захотели скопировать удачную «девятку», SpaceX представила более амбициозный проект – полностью многоразовую космическую систему Starship, где и первая ступень (ускоритель Super Heavy), и вторая (космический корабль) могут применяться повторно. Из аналогов к ней ближе всего компания Relativity Space со своим концептом Terran R, представленным в 2021 году. И он может быть заманчивее, чем Starship.
Дорогу молодым
В космической индустрии происходит настоящий «бум» частников. Такого не было никогда. За последние годы о себе заявили и Blue Origin, и Rocket Lab, и Astra Space, и упомянутая Relativity Space. Численность Relativity Space сейчас – более 400 сотрудников. Это важно, чтобы понимать, что перед нами не группа аферистов и не «художники», пиарящие свои фантастические проекты. При всей его молодости коллектив можно назвать опытным: уже в следующем году он планирует запустить создаваемый с 2017 года носитель Terran 1, который сможет вывести на низкую околоземную орбиту груз массой 1250 кг.
Сейчас ракета проходит наземные испытания. Ее, впрочем, сложно назвать «революционной». Это будет одноразовая недорогая ракета, которая видится, главным образом, демонстратором технических возможностей компании – в отличие от своего «старшего брата» Terran R. По словам генерального директора Relativity Space Тима Эллиса, создать эту систему хотели с первых дней основания компании. Официально ее показали летом 2021 года, но пока только как концепт.
Достоинства Terran R
Terran R сможет доставить более 20 т на низкую околоземную орбиту в своей многоразовой конфигурации. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Falcon 9 может вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) 22 т, однако это в конфигурации, которая не предполагает возврата первой ступени. Если же возврат планируется, то максимальная нагрузка снижается до 15 т. Так что возможностей Terran R будет достаточно. При этом система от Relativity Space принципиально легче, чем у Starship, которая, если верить SpaceX, сможет выводить на низкую околоземную орбиту более 100 т. Таким образом, в современной классификации Starship можно отнести к сверхтяжелым носителям.
Relativity Space приближается к запуску своей первой ракеты Terran 1: компания извлекает летный бак второй ступени из отсека для 3D-принтера, twitter.com/relativityspace
Нужны ли они? С одной стороны – да, если речь идет о запуске к Луне или Марсу или выводе на орбиту особо тяжелых грузов, например военных спутников. Однако для большей части задач столь мощная ракета не требуется, о чем красноречиво говорит количество запусков сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy: всего три, начиная с 2018-го.
Relativity Space решила объединить принцип полной многоразовости с требованиями рынка (габариты современных спутников, их масса, количество и т. д.), что однозначный плюс. Другое ключевое достоинство Terran R – выбор топливной пары. Первая ступень получит семь двигателей Aeon R, а вторая – один Aeon Vac. Оба базируются на уже разработанном компанией Aeon 1 и работают на жидком метане и кислороде. Сейчас почти все специалисты ракетной индустрии сходятся во мнении, что метан – это ракетное топливо будущего. «В наибольшей степени этим требованиям (требованиям современного рынка. – Ред.) сегодня отвечает метан, поскольку он имеет более развитую сырьевую базу, а по энергетике превосходит керосин», – заявил ранее генеральный директор научно-производственного объединения «Энергомаш» Игорь Арбузов. Метан имеет ряд преимуществ перед керосином – более высокий удельный импульс, лучшие показатели экологичности, отсутствие сажи при сгорании. Важное достоинство – низкая стоимость. Все это вдвойне значимо, если ставить его планируют на многоразовые ракеты, где узлы и агрегаты должны применять повторно.
Визуализация завода по производству ракет Relativity в космическом центре NASA в штате Миссисипи. Фото: Business Wire, businesswire.com
Метан уже выбрала в качестве топлива компания SpaceX для своего нового двигателя Raptor (для двигателей ракет семейства Falcon традиционно используют керосин). По этому же пути пошла Blue Origin, предпочтя топливную пару метан/жидкий кислород для перспективного BE-4. Последний будут применять на тяжелой ракете New Glenn от Blue Origin и новом носителе Vulcan. Том самом, который сменит Atlas V, где на первой ступени устанавливают российский РД-180.
Преимуществом Terran R станет и технологичность. Детали для ракеты изготовят на 3D-принтере, а их количество хотят свести к минимуму. «Наш второй продукт, Terran R, продолжит использовать революционный подход Relativity к 3D-печати – сокращение количества деталей, повышение скорости внедрения инноваций, гибкости и надежности», – заявил ранее Тим Эллис. В ракете не будет деталей, которые нельзя использовать для запуска еще раз. При этом саму по себе 3D-печать создатели видят как инструмент, который позволит не только заменить традиционные методы, но и сделать что-то по-настоящему уникальное, чего нельзя было бы создать, используя обычные способы.
«За» и «против»
Сложно сказать, чем, в конечном счете, обернется затея, однако ни один из упомянутых выше пунктов не видится нереализуемым или бесполезным с практической стороны. В плане возможностей Terran R будет между Falcon 9 и упомянутой выше New Glenn, с которой Blue Origin тоже хочет «урвать» часть рынка. Если говорить о концепции, то перед нами уменьшенный аналог Starship – без сомнения, самой революционной космической системы в мире, которой прочат если не полный захват рынка, то, как минимум, его трансформацию. При этом Terran R будет по умолчанию экономичнее, поскольку она меньше и проще в эксплуатации.
Основатели Relativity Space говорят, что в их ракетах деталей меньше, чем в автомобилях. relativityspace.com
С другой стороны, нужно понимать, что возможностей (как финансовых, так и чисто технических) у Relativity Space несравнимо меньше, чем у SpaceX или Blue Origin. А значит, компания рискует: все-таки полностью многоразовую космическую ракету пока никто не сделал, если, конечно, не брать в расчет суборбитальную туристическую систему New Shepard от все той же Blue Origin. Ее, кстати, можно поздравить: в прошлом году она успешно совершила первый пилотируемый полет.
Технологии
Илья Ведмеденко