Бронетехника по-бразильски
Разработкой целого семейства легкобронированных машин, включавшего бронетранспортер, пушечный бронеавтомобиль и легкий разведывательный броневик, бразильская фирма «Энжеса» и ее подрядчики занялись в конце 1960-х годов. К делу подошли со всей основательностью, даже разработали особенную бразильскую двухслойную броню. Наружный слой ее был твердым и очень прочным, а внутренний – вязким, способным погасить разлет осколков, которые при ударе пули могут отколоться от наружного.
Лучше всего спорилась разработка БТР под названием ЕЕ-11 «Уруту». Его серийное производство было налажено в 1974-м.
Компоновка «Уруту» не отличалась от общепризнанных канонов: в передней части корпуса слева находилось отделение управления, справа – моторно-трансмиссионное, а среднюю и кормовую части занимало десантное. Машина имела колесную формулу 6 × 6 и своеобразный понтонообразной формы сварной корпус. Броня спереди защищала от бронебойных пуль ручного стрелкового оружия, а с бортов и кормы – от обычных пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. При относительно небольших размерах ЕЕ-11 мог вместить 12–14 экипированных пехотинцев и был вооружен установленным на турели 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Посадка и спешивание десанта осуществлялись через двери в корме и по бортам корпуса, а также через четыре люка на крыше. Было предусмотрено два варианта ведения стрельбы из машины. В одном в корпусе выполнили пять амбразур с шаровыми установками для крепления стрелкового оружия: по две амбразуры по бортам и одна в корме. Другой вариант предусматривал по пять обычных амбразур с каждого борта и одну в корме.
Дизельный двигатель американской фирмы «Детройт дизель» мощностью 260 л. с. мог разогнать 14-тонный «Уруту» до 105 км/ч. Запас хода по топливу – 850 км. Первенец «Энжеса» мог плавать: вариант для сухопутных сил передвигался по воде за счет вращения колес со скоростью 2 км/ч, а вариант для морской пехоты – при помощи гребных винтов со скоростью до 8 км/ч.
ЕЕ-11 «Уруту» понравился не только бразильским военным, но и покупателям из-за рубежа. Его приняли на вооружение 20 государств – среди них Ангола, Боливия, Чили (300 машин), Колумбия (100), Кипр, Эквадор, Габон, Гайана, Ирак (500), Иордания, Ливия (200), Нигерия, Парагвай, Саудовская Аравия (всего-то 20 штук – ныне могучие саудовцы тогда только начинали создавать свою армию), Суринам, Тунис, ОАЭ (120), Уругвай, Венесуэла. В общей сложности произвели свыше полутора тысяч «Уруту», как в базовом обличии, так и в других вариантах.
Помимо самого БТР, разработали несколько машин на его базе. Например, самоходный заряжающийся с казенной части 60-мм миномет французской фирмы «Томсон-Бранд», установленный в бронированной башне кругового вращения. Была предусмотрена установка на «Уруту» двух видов башен с 20-мм автоматическими пушками: шведского производства от бронетранспортера Pbv302 и башня HS-804 швейцарской фирмы «Испано-Сюиза». В башне ЕТ-25 конструкции «Энжеса» устанавливалась 25-мм автоматическая пушка. Были созданы две машины огневой поддержки: на одной устанавливалась башня от английского разведывательного танка «Скорпион» с 76-мм пушкой, на другой – 90-мм пушка в башне ЕТ-90, разработанной также самой фирмой «Энжеса». Наконец, появилась ЗСУ со спаркой 20-мм пушек в башне французской фирмы «Дассо электроник», позволяющей вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям.
Кроме того, на базе «Уруту» были созданы командно-штабная, транспортная и санитарная машины, машина технической помощи и полицейский бронетранспортер с 7,62-мм пулеметом и гранатометами, стреляющими гранатами со слезоточивым газом.
В том же 1974 году началось производство и пушечного бронеавтомобиля ЕЕ-9 «Каскавел». Он тоже был трехосным и при этом сильнее бронированным. Его лобовая броня достигала толщины 16 мм и защищала от огня крупнокалиберных пулеметов, остальные части корпуса броня защищала от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Первоначально «Каскавел» производился в двух вариантах: Мк 2 для бразильской армии был вооружен 37-мм пушкой, а на экспортную модель Мк 3 устанавливалась башня с 90-мм пушкой от французского броневика AML-90. Затем инженеры «Энжеса» создали стандартизированный вариант Мк 4, вооруженный 90-мм полуавтоматической пушкой, производимой в Бразилии по лицензии. На ЕЕ-9 также устанавливались спаренный с пушкой пулемет калибра 7,62 мм, а на командирской башенке, на крыше башни – 12,7 мм.
При этом «Каскавел» имеет классическую танковую компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части корпуса, боевое – в средней, а отделение управления спереди. Масса машины достигает 13,4 т. Этот бронеавтомобиль тоже получился скоростным и мог развивать скорость до 100 км/ч. «Каскавелы» также пользовались успехом у зарубежных покупателей и поставлялись в Боливию, Буркина-Фасо, Габон, Гану, Конго, Зимбабве (80), Иран, Ирак, Катар, Кипр (67), Колумбию (121), Ливию, Мьянму, Нигерию (70), Парагвай, Суринам, Того, Тунис, Уругвай, Чад, Чили и Эквадор. Успеху на мировом рынке способствовали простота и надежность конструкции, а также возможность использовать бронеавтомобиль не только для разведки, но и для огневой поддержки пехоты и борьбы с танками противника.
Ближе к концу 1970-х до серийного производства наконец-то довели и легкий бронеавтомобиль ЕЕ-3 «Жарарака». Бразильские военные к тому времени успели от него отказаться, так что все 78 машин поставили на экспорт. Эта компактная БРМ массой всего 5,8 т разгонялась до 100 км/ч и была вооружена 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом. Также был создан вариант «Жарараки», вооруженный франко-германским противотанковым ракетным комплексом «Милан». 12 ЕЕ-3 с крупнокалиберным пулеметом поставили в Габон, 16 – в Уругвай, 10 – в Эквадор, еще 40 «Жарарак», вооруженных «Миланом», поступили на вооружение армии Кипра.
В передней части корпуса машины по его продольной оси находится отделение управления, в середине расположено боевое отделение, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионное. Экипаж БРМ – три человека: механик-водитель, командир и радист-наблюдатель. Отделение управления оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения. Для доступа сюда в крыше корпуса машины имеется люк. За отделением управления со сдвигом справа от продольной оси БРМ смонтирована вращающаяся башенка командира, тоже с тремя перископами. На крыше башенки – крупнокалиберный 12,7-мм пулемет, огнем которого дистанционно управляет командир машины. Слева от его башенки оборудовано место радиста-наблюдателя, снабженное отдельным люком. Кроме люков, попасть в машину можно через бронированную дверь в середине левого борта.
В качестве силовой установки на БРМ используется четырехцилиндровый дизельный двигатель ОМ 314А мощностью 120 л. с. от фирмы «Мерседес-Бенц». У машины хорошая проходимость на пересеченной местности: она преодолевает вертикальную стенку высотой до 0,4 м, полуметровый ров и брод глубиной до 0,6 м. Машина не плавает. В состав оборудования БРМ входят радиостанция, приборы ночного видения и средства пожаротушения. По требованию заказчика может устанавливаться система защиты от ОМП.
К началу 1980-х годов фирма «Энжеса» процветала. Она насчитывала пять тысяч работников и 12 дочерних компаний и почувствовала себя достаточно опытной, чтобы взяться за разработку собственного основного боевого танка. В его конструкции предполагалось использовать башню с вооружением от английского опытного танка «Вэлиант» фирмы «Виккерс», а также западногерманские дизельный двигатель и автоматическую трансмиссию. При этом создавались два варианта танка «Озорио»: ЕЕ-Т1 для собственных сухопутных войск (вооружен английской 105-мм нарезной пушкой L7A3) и ЕЕ-Т2 для экспортных поставок (французская 120-мм гладкоствольная пушка).
В передней части корпуса и башни танка была применена многослойная броня с использованием композитных материалов, аналогичная английской броне «чобхэм». С пушкой спарили 7,62-мм пулемет, а на крыше башни установили пулемет калибра 12,7 мм. Для постановки дымовых завес могли использоваться гранатометы, установленные по бортам башни. Танк был оснащен немецким дизелем мощностью 1040 л. с., обеспечившим ему хорошие скоростные данные и приемистость на пересеченной местности. До 30 км/ч «Озорио» разгонялся за 10 секунд. Он преодолевал склоны до 30°, траншеи и рвы шириной до 3 м и стенки высотой до 1,15 м. В боевом и моторно-трансмиссионном отделении располагалась автоматическая система пожаротушения. Предусматривалась возможность установить систему защиты от оружия массового поражения и специальный прибор, сигнализирующий о подсветке танка лазерным лучом.
Весьма совершенной была и система управления огнем. ЕЕ-Т1 оснастили бельгийскими прицелами: командирским SCS-5 и прицелом наводчика LRS-5. Последний представлял собой комбинированный перископический прицел: он сочетал оптический канал с дневным и ночным инфракрасным каналами, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Прицел командира отличался отсутствием лазерного дальномера и баллистического вычислителя. У командира также имелось пять перископических приборов наблюдения, вкупе обеспечивающих круговой обзор. У ЕЕ-Т2 система управления огнем содержала командирский панорамный прицел WS 580-10 и перископический прицел наводчика WS 580-19. Оба были разработаны французской компанией SFIM и оснащены лазерными дальномерами, связанными с баллистическими компьютерами, и имели независимую стабилизацию. Имелся также ночной тепловизионный прицел панорамного обзора «Филипс» UA-9090. Данные с прицелов проецировались на телевизионных экранах, расположенных перед командиром и наводчиком. Французские специалисты определяли вероятность поражения движущейся цели огнем с ЕЕ-Т2 на дистанции в 2000 м в 80 %.
Словом, «Озорио» был вполне современным танком, отвечавшим требованиям 80-х годов, но судьба его не сложилась. «Энжеса» строила почти наполеоновские планы о производстве 1200 таких машин, заинтересованность в их приобретении высказывали Саудовская Аравия и другие арабские государства, «Озорио» с блеском прошел испытания на Аравийском полуострове в сложных условиях пустыни. Увы, все кончилось ничем: саудовцы в итоге отдали предпочтение французскому «Леклерку», товар поинтереснее нашли для себя и другие арабы, и даже родная бразильская армия стала делать реверансы в сторону немецкого «Леопарда 2». Громадье планов обернулось всего лишь производством четырех опытных экземпляров.
Во второй половине 80-х «Энжеса» опростоволосилась еще раз. На основе ЕЕ-9 «Каскавел» она создала боевую разведывательную машину ЕЕ-18 «Сукури», у которой башня со 105-мм итальянской пушкой располагалась в задней части корпуса. Сравнительно сложная машина спроса в странах «третьего мира» тоже не нашла. Итогом напрасных трат в начале 90-х стало банкротство «Энжесы».
После этого бразильцы долгое время не проектировали собственную бронетехнику, но постепенно их стало беспокоить, что «Уруту» начинают устаревать. В новом тысячелетии на международных оружейных выставках бразильцы положили глаз на экспериментальный бронетранспортер SUPERAV итальянской фирмы IVECO, которая свое детище позиционирует как самый защищенный в мире плавающий БТР. В 2009 году технический центр бразильской армии подписал контракт с IVECO на разработку бронетранспортера на основе SUPERAV с учетом технологического уровня развития страны.
Плавающая машина массой 16,7 т получила название VBTP-MR «Гуарани». Этот шестиколесный БТР послужит основой для целого семейства многоцелевых бронированных машин, способных выполнять разведывательные функции и обеспечивать огневую поддержку пехоты. Уже существуют варианты стандартного бронетранспортера с 12,7- или 7,62-мм пулеметом, «колесная БМП» с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушкой Мк 44 фирмы «Бушмастер», командно-штабная и «связная» машины, «скорая помощь», машины огневой поддержки с 90- и 105-мм пушками. Планируется сконструировать 120-мм самоходный миномет, боевую разведывательную машину со 105-мм пушкой и противотанковый вариант со 120-мм пушкой. При этом главной особенностью «Гуарани» является его модульная конструкция, позволяющая устанавливать различные башни, вооружение, датчики и системы связи на одном и том же корпусе.
7 августа 2012 года бразильская армия подписала контракт на производство первых 86 «Гуарани». В войска они начали поступать весной 2014-го. Всего же к 2030 году для бразильской армии планируется произвести 2044 «Гуарани» различных модернизаций, которые заменят не только ЕЕ-11 «Уруту», но и пушечные бронеавтомобили ЕЕ-9 «Каскавел». Благодаря своей универсальности «Гуарани» вызвал интерес соседних стран. Уже прошли переговоры с Аргентиной, которая первоначально может закупить 14 машин для использования в миротворческих миссиях. Интерес к бразильской машине проявили также Чили, Колумбия и Эквадор. Так что вполне можно предположить, что «Гуарани» вернет былой успех бразильским оружейникам
Технологии
Виктор Бумагин