«Борей» опережает
ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ПЛАРБ построили в 1959-61 гг. американцы. Пять ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» были способны доставить боеголовку мощностью 600 кт на дальность до 1853 км. Они имели надводное водоизмещение 6 019 т и подводное 6 888 т, развивали скорость 20/31 узел, а помимо ракет были вооружены шестью носовыми торпедными аппаратами. За ними последовали пять ракетоносцев типа «Этен Аллен» и 31 близкий друг к другу тип — «Бенджамин Франклин», «Лафайет» и «Джеймс Мэдисон», вооруженные новыми ракетами «Посейдон». Эти БРПЛ имели уже разделяющиеся головные части. Каждая из них могла доставить 6-10 боеголовок мощностью 50 кт на дальность до 4600 км. После создания ракет «Трайдент I» с восемью ЯБГ мощностью по 100 кт и дальностью до 7400 км, часть ПЛАРБ перевооружили на них.
В СССР ЭКСПЕРИМЕНТЫ по установке баллистических ракет на подводные лодки начали еще в середине 1950-х. Тогда пять вполне обычных дизельных подводных лодок проекта 611 переоборудовали в носители ракет Р-11ФМ с дальностью всего в 150 км и боеголовкой мощностью 10 кт. Располагались они в двух внешних пусковых установках и могли запускаться лишь в надводном положении. За ними последовали еще два десятка дизельных подлодок проекта 629М с тремя дизелями и тремя гребными винтами, водоизмещением 2300/2800 тонн и скоростью 15/12 узлов, которые, помимо 10 торпедных аппаратов, были вооружены тремя БРПЛ РСМ-20 в надстройке за рубкой, способными доставить боеголовку мощностью 800 кт на дальность 1300-1650 км. Эти «Гольфы», как называли их в НАТО, погружались до 300 м и имели, по меркам дизельных подводных лодок, необычно большую дальность плавания – 22 700 миль, то есть свыше 40 800 км (если только это не было преднамеренной советской дезинформацией). Почти одновременно появились 8 конструктивно близких к ним подводных ракетоносцев проекта 658, только с ядерной силовой установкой (в НАТО их назвали «Отель»). Вооружены они были теми же тремя ракетами РСМ-20 в надстройке за рубкой.
ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТСКИЙ судостроительный план предусматривал постройку 14 ПЛАРБ проекта 955. Разработка «Борея – 1» (проект 955) началась еще в середине 1980-х, для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-31, который, впрочем, так и остался на стадии проектирования. Сложности с его созданием и распад СССР отсрочили закладку «Борея» на четыре года.
РАБОТЫ ПО ПОСТРОЙКЕ К-535 возобновились в 2000 году. Сдача головной субмарины, названной «Юрий Долгорукий», планировалась еще на 2006 год, но реально спустить ее на воду удалось 12 февраля 2008 года, а ходовые испытания закончились в августе 2009-го. Таким образом, «Юрий Долгорукий» стал нашей первой достроенной подводной лодкой четвертого поколения. К тому времени в различной степени готовности находились ПЛАРБ «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а в декабре 2009-го началась постройка ракетоносца «Святитель Николай», который позже переименовали в «Князь Владимир». К настоящему времени заложены ракетоносцы «Князь Олег» и «Михаил Кутузов». 23 декабря 2013 года «Юрий Долгорукий» вошел в состав Северного флота». «Александр Невский» и «Владимир Мономах» сейчас проходят испытания, в строй они должны были вступить осенью 2014 года, но не исключено, что испытания продолжатся и в 2015-м. Оба атомохода будут служить на Тихом океане.
ТРИ ГОДА НАЗАД озвучивался план постройки восьми ПЛАРБ проекта «Борей» к 2018 году. 7 февраля 2012 года газета «Коммерсант» сообщила, что план изменился и включает строительство уже 10 кораблей к 2020 году. Буквально через неделю начальник Генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию. Однако сегодня снова идет речь о строительстве десяти «Бореев».
Шестой отсек отведен под реакторы, паропроизводящую установку, вспомогательное и насосное оборудование. За ним идет седьмой турбинный отсек, восьмой отсек со вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортовом пространстве корпуса размещаются цистерны главного балласта и замещения ракет.
ВСЕ ОБОРУДОВАНИЕ установлено в амортизационных блоках, каждый из которых, будучи частью системы двухкаскадной амортизации, изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Корпус покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Движение осуществляется с помощью малошумного одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками, которых не достигает ни одна другая подводная лодка в мире. Благодаря всем этим конструктивным особенностям «Бореи» в пять раз менее «шумны», по сравнению с субмаринами проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» и в два – по сравнению с перспективными американскими «Вирджиниями» четвертого поколения. Практически наши новые лодки ушли от американских далеко вперед, и по уровню шума вышли на уровень пятого поколения, которое в США существует пока лишь на бумаге.
НА РАКЕТОНОСЦАХ 955 установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам гидроакустический комплекс в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей), так и все станции «малой акустики» (измерение толщины льда и скорости звука, обнаружение полыней, мин, торпед). Одновременно может сопровождаться не менее 30 гидроакустических целей. Комплекс оборудован конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» с цифровой обработкой сигналов, а также боковыми конформными антеннами большой площади и буксируемой антенной ГАС. Гидроакустика «Бореев» крайне чувствительна и способна обнаружить подводную лодку противника на удалении до 320 км! Для американских «Огайо» и «Вирджиний» предел дальности обнаружения — 230 км.
ПРИ ЭТОМ «БОРЕИ» — первые в мире подводные лодки, управляемые полностью интегрированной цифровой системой с 25 уровнями защиты. В АСБУ «Округ-55» интегрированы все уровни систем вооружения, всплытия-погружения, жизнеобеспечения и т.д. Это снижает риски «человеческого фактора» – корабль просто не даст экипажу возможности совершить ошибку.
НЕМАЛО НОВШЕСТВ несет в себе и «Булава». Каждая ракета имеет десять боеголовок, но не простых, летящих по баллистической кривой, а способных совершать глубокие маневры с перегрузкой до 30g, что позволяет уклоняться от средств противоракетной обороны. При этом «Булава» выбрасывает до 20 ложных целей для обмана ПРО — у американских «Трайдент II» таких всего 8. Так что не случайно уже в декабре 2013 года, сразу же после принятие на вооружение «Юрия Долгорукого», заместитель руководителя Стратегического командования США генерал Роберт Форст признал: российские лодки 955-го проекта представляют самую большую угрозу безопасности США.
Технологии
Виктор Бумагин