Родословная русской улыбки
После прочтения такого опыта невольно задумываешься. Сначала «включается» патриотизм, и в голове начинают роиться аргументы-оправдания русского народа. И они почти уже вербализируются, когда вдруг приходит осознание того, что кто-то другой счастливее нас. И начинаются размышления о несправедливости и несбалансированности мироздания. Почему именно мы такие неулыбчивые? Вы правы. Все дело действительно в менталитете.
Улыбающиеся люди всегда привлекают больше внимания – к ним тянутся. Им даже необязательно принадлежать другому этносу и представлять интерес своей «необычностью». Вы скорее пойдете к улыбающемуся продавцу, чем к его скучающему коллеге. И это можно элементарно объяснить: все видят, что человек получает удовольствие и от работы, и от ситуации.
С психологической точки зрения улыбка – это сигнал о безопасности, ведь она снимает тревогу, производное страха. Я прочувствовала это во время работы волонтером в приемной комиссии. Нашей задачей было создать абитуриентам комфортную обстановку в один из самых тревожных периодов жизни – в момент выбора профессии. В отзывах, с которыми мы ознакомились позже, очень многие говорили о «теплой атмосфере вуза и доброжелательности работников».
Человек улыбается, когда он в безопасности, уверен в себе, доверяет кому-то. Возможно, именно это отличает нас от иностранцев?
Та обстановка, которая сложилась в нашей жизни, не позволяет нам чувствовать безопасность, уверенность и доверие. Выходит, сложившийся образ жизни русского народа основан на принципах недоверия? Едва ли. Даже в учебнике истории за шестой класс о славянах пишут как о гостеприимных, душевных людях. Они странника, которого никогда не знали, приютят и стол ему накроют. Казалось бы, доиндустриальное общество – а доверие!..
Так почему же мы такие неулыбчивые? Многие говорят о трудной истории: монголо-татарское иго, крепостное право, революции, репрессии первой половины ХХ века… Не до улыбки было! А если переключиться на современность? Перейдя от «железного занавеса» к рыночным отношениям, сегодня мы имеем не вполне эффективную экономику, социальную сферу и законодательство. Образование перестало быть гарантированным социальным лифтом, каким оно является в развитых «улыбчивых» странах. Человек озабочен тем, как прокормиться, обеспечить быт. Он отходит от объективного, более оптимистичного взгляда на вещи. В его душе нет легкости.
Ученый-лингвист Иосиф Стернин, наш соотечественник, объясняет нетипичную русскую неулыбчивость с позиции своей науки. Во-первых, улыбка в русской традиции является сигналом симпатии, а не вежливости, как у других народов. Если наш человек улыбается – значит, он делает это искренне и не просто так. Долгая вежливая улыбка расценивается нами как лживая, льстивая. Во-вторых, русские не улыбаются незнакомым (вопреки содержанию учебника истории за шестой класс). Это можно объяснить уже упомянутым недоверием, чувством возможной небезопасности. Ты не знаешь человека – а вдруг он опасен? Логично. А если незнакомец тебе улыбается? Первая мысль в русской голове: «Чего это он веселится? Я как-то не так выгляжу? Или он просто не в себе?» Кроме того, у русских принято не улыбаться при исполнении служебного долга – дабы не упрекнули в несерьезном отношении и несосредоточенности. Забавно, а ведь только у нашего народа есть пословица без аналогов: «Смех без причины – признак дурачины».
Говорят, что русскую речь трудно понять со словарем. А русскую душу понять практически невозможно. Но почему это должно быть плохо? Просто мы обладаем особенностями, которые делают нас уникальными. Мы улыбаемся не каждому, а тем, кому действительно хотим улыбнуться. Искренность делает нас счастливыми. Мы поем душевные песни под гитару по вечерам, печем блины на Масленицу, водим хороводы, встречая Новый год, и если иностранец говорит, что русские мрачны и пессимистичны, – у него просто нет русского друга, который показал бы ему обратное!
Общество
Екатерина Амузинская