Капля солнца в зеленом море
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


НАЧИНАТЬ РАССКАЗ, как и всегда, приходится из глубины веков. В июле 657 года близ деревни Сифино на Евфрате, приблизительно в 40 км от Ракки, состоялось сражение между двумя арабскими армиями. Повод – борьба за верховную власть над мусульманами. За спиной каждой армии была не просто военная сила, а своя идеология, позднее положившая начало двум основным течениям в исламе: суннитам и шиитам. Во главе одной армии стоял наместник Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян. Его сторонники считали, что халифа избирает умма (община мусульман) и халифом может быть любой достойный муж из племени Карайш, племени пророка Мухаммеда. Поэтому сунниты (от «сунна» – обычай) считаются более демократичным, позитивным и открытым течением ислама. Во главе второй армии стоял двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиб. Именно поклонение Али лежит в основе шиизма (шииты – «шиа ат али», последователи Али). Али считал, что только он и прямые потомки пророка Мухаммеда могут стоять во главе мусульман и что халифа избирает не умма, а Бог. И Бог свой выбор уже сделал. Поэтому шииты считаются более авторитарным, депрессивным и закрытым течением ислама. В 661 году Али был убит, а в 680-м в сражении с сыном Муавийи погиб и его сын Хусейн. С тех пор шииты пребывают в ожидании прихода «скрытого имама». Между суннитами и шиитами не прекращается борьба не на жизнь, а на смерть, борьба двух взглядов на мир и власть – через волю уммы или через божественное соизволение. Сунниты видят мир как открытую книгу, шииты – как тайну, и, следовательно, проповедовать общине может только тот, кто «слышит голос скрытого имама». Культ Али, наверное, единственное, что связывает алавитов с шиитами. Только у алавитов культ Али не только дал название религиозному течению («алавиты» – от «Али»), но и выродился в обожествление «зятя пророка» – а это, с точки зрения мусульман, ересь, ведь «нет Бога, кроме Аллаха».
В ОСНОВЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ алавитов лежит культ святой Троицы, только в мусульманском преломлении. От христианства взята форма, от ислама – содержание (хотя форма сама по себе нарушает основной догмат мусульманства о единобожии). Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога, кроме Али ибн Абу Талиба достопоклоняемого, нет иного покрова, кроме Мухаммеда достохвального, и нет иных врат, кроме Сальмана аль-Фариси предопределенного». Что следует из символа веры? Место Бога у алавитов занимает имам Али, который связан узами троицы с пророком Мухаммедом и первым не-арабом, принявшим ислам, символом распространения веры – персом Сальманом аль-Фариси. Имам Али – воплощение божественного смысла, сам Бог, все сущее происходит от него. Познать Бога невозможно, только если он сам не явится тебе. Его символ – Солнце. Пророк Мухаммед – воплощение имени, он весть и отражение Али. Его Символ – Луна, как то, что отражает свет Солнца. «Отражений Али» в истории человечества уже было семь: Адам, Ной (Нух), Иаков (Якуб), Моисей (Муса), Соломон (Сулейман), Иисус (Иса) и Мухаммед, который, по версии алавитов, говорил: «Я из Али, и Али из меня». Пророк Мухаммед также создал врата (баб), через которые ислам стал проникать в мир, а именно Сальмана аль-Фариси («перса»), который есть сподвижник Мухаммеда и воплощение врат. Учение о вратах – одна из немногих оригинальных составляющих религии алавитов, которая отличает эту секту от других исламских. Аль-баб – титул ближайшего сподвижника любого имама. Его символ – ключ. Троица единосущна и неразделима, так же как Бог-отец неотделим от Бога-сына и святого духа. В описании и осмыслении Троицы алавитами есть отголоски не только христианства, но и агностицизма, веры в божественное откровение и даже неоплатонизма (излияние Бога из самого себя). Помимо Троицы, у алавитов есть и свой вариант Богоматери: в рамках культа особо почитается Фатима, дочь пророка и жена Али, превратившаяся в бесполое существо, состоящее из света.
ЗАКРЫТОСТЬ ОБЩИНЫ и плотный покров таинственности привели к тому, что алавиты опустились на самое дно социальной лестницы и стали подвергаться гонениям. Рожденный алавитом был обречен на самую тяжелую и грязную работу, в лучшем случае становился мелким уличным ремесленником. Во времена Османской империи алавитам, в отличие от иудеев или христиан, было запрещено иметь свою религиозную общину. С 1826 года алавиты в Турции преследовались и уничтожались. Это привело к тому, что алавиты были вынуждены скрывать свои истинные религиозные взгляды. Родилась практика такийя – своеобразная мимикрия, «благоразумное сокрытие своей веры». Ее проявления встречаются до сих пор, поэтому установить точную численность алавитов даже в Сирии проблематично. Называются цифры от 6 до 12 % населения.
Между христианством и исламом
АЛАВИТЫ ДЕЛЯТСЯ на поклоняющихся свету (нур) и тьме (зульм), в общем, на четыре «семьи»: тех, кто поклоняется Солнцу, Луне, утренней заре и вечернему закату. Ключевой элемент культа алавитов – танасух: вера в переселение душ, запредельная ересь для любого мусульманина. Как и саентологи, алавиты верят, что люди существовали до сотворения Земли, были огнями, звездами и планетами, не ведали ни боли, ни греха. Потом явился Али, создал Землю, дал людям телесную оболочку и стал являться им каждые 7777 лет и 7 часов. Из грехов были созданы шайтаны. Главная кознь шайтана – женщина. У женщин нет души, им отказано в реинкарнации, их не допускают к богослужениям и не учат молитвам. Поэтому и ношение хиджаба лишено смысла: если нет души, нечего и спасать. После смерти душа человека отправляется на другие планеты, путешествует и возвращается на Землю, где получает новую оболочку. При этом тело человека получат только алавиты. Другие мусульмане станут ослами, христиане – свиньями, а иудеи – обезьянами. Если алавит вел неправедную жизнь, он может превратиться в животное, которое едят. Если же человек был злостным грешником, то может обратиться в камень. Всего алавита ждет до семи реинкарнаций, после которых праведная душа навсегда улетит к звездам, а неправедная низвергнется к демонам.
Власть меньшинства
А ВЕДЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО алавиты и не претендовали на власть. После Первой мировой войны, когда территория Ближнего Востока была разделена между Англией и Францией, Сирия попала под французский мандат управления. В 1920 году в Латакии была создана автономная территория алавитов, а в 1922-м – Государство алавитов, со своим флагом и местной властью. Население составляло 278 тыс. человек, 176 тыс. из которых – алавиты. В 1936 году алавитов объединили с остальной Сирией, хотя сами они выступали резко против. Во время своего правления французы предпочитали опираться на меньшинства – алавитов, арабов-христиан, друзов. Арабы отказывались служить в армии, ведь на протяжении столетий это было сугубо «турецкое» занятие. В итоге в офицерские училища пошли дети сторожей, дворников и слуг. Уже в 1955 году, то есть за 15 лет до установления диктатуры Асада, алавитами в сирийской армии были 65 % младшего офицерского состава и 57 % офицерского. И это при 11 % общего населения. Алавиты считали «французскую оккупацию» генерала Гуро счастливым билетом и охотно шли на службу к французам. Впервые для алавитов заработали социальные лифты, впервые они могли встать вровень с шиитами и суннитами. Также французская администрация попыталась сфабриковать особую алавитскую идентичность. Алавитам доказывали, что они прямые потомки крестоносцев, что они левантинцы, то есть потомки населения двух христианских государств Ближнего Востока – Антиохийского герцогства и герцогства Триполи, а религия алавитов есть искаженное христианство, а не искаженный ислам.


Общество
Сергей Шклюдов