Камень на камень
По всей видимости, история масонской организации уходит своими корнями в средневековые объединения мастеров-каменщиков (в старофранцузском masson и означает «каменщик»). Корпорации «вольных каменщиков» были привилегированными цехами и весьма замкнутыми общинами, места собраний которых назывались ложами. «Вольными» их члены назывались потому, что могли свободно перемещаться, переходя из страны в страну, а ложей изначально именовалось помещение вблизи стройки, где жили мастера, подмастерья и ученики. Это были профессиональные строители соборов, возводившие сложные архитектурные сооружения. Мастер обладал глубокими познаниями в области геометрии, физики, архитектуры, составлявшими профессиональную тайну, и передавал их подмастерьям и ученикам в обстановке строжайшей секретности.
Мозаика масонского зала в штаб-квартире Объединенной великой ложи Англии
Средневековые соборы стали по-настоящему выдающимися произведениями архитектурного искусства, явившими миру бесконечные возможности человеческого гения. Гения, сумевшего вырваться из представлений о человеке как о существе убогом и порочном. Внезапно человек оказался в чем-то равен Творцу. И стало это возможно благодаря закрытым от чужаков сообществам мастеров-каменщиков, постепенно начавших ощущать свою элитарность, происходящую из возможности созидать, преобразовывать окружающий мир, пользуясь накопленными знаниями и умениями.
Эпоха строительства грандиозных соборов завершилась, но закрытые объединения образованных людей, желающих улучшать мир вокруг себя, никуда не пропали. К началу XVIII века и эпохи Просвещения в передовой державе того времени, Англии, складываются первые масонские ложи, перенявшие и древние знаки отличия мастеров-каменщиков (белые передники, мастерки, циркули), и скрытые от окружающих ритуалы и цели.
Прекрасно понимая, что один в поле не воин, Великая ложа, созданная в Лондоне в 1717 году и поначалу заседавшая в тавернах и постоялых дворах, стала создавать «дочерние организации» по всей Европе, стараясь привлечь на свою сторону сильных мира сего ради собственной безопасности. Постепенно масонское сообщество (успев разделиться на различные направления со своими региональными особенностями в обрядах и традициях) охватило своей сетью весь мир и действует до сих пор практически в каждой стране, относящейся к европейскому культурному пространству.
В наши дни наиболее известной и крупной является Объединенная великая ложа Англии, ведущая свою непрерывную историю с организации, созданной в 1717 году. Ложа объединяет сотни активных членов братства – от художников и музыкантов до офицеров британских спецслужб и членов королевской семьи. Не менее известны французские масонские ложи – «Великая ложа Франции» и «Великий Восток Франции». Каждое из крупных братств порой включает в себя десятки локальных лож «вольных каменщиков», имеющих свою резиденцию практически в каждом большом европейском городе.
Но почему о масонах, как века назад, так и в наши дни, продолжают распространять самые несуразные байки? Давайте попытаемся разобраться.
Мудрый царь Соломон изрек: «…когда ты говоришь, что прежние дни во всем были лучше нынешних, ты не от мудрости это говоришь». Масоны всегда были солидарны с легендарным правителем. Они уверенно полагали, что вектор общественного развития должен быть направлен только вперед, в сторону прогресса. И «золотой век» человечества для них – не где-то в прошлом, а в будущем. Между тем, все религиозные доктрины утверждают строго противоположное. Почти каждая проповедь в церкви, синагоге или мечети приходит к тому, как испортился род человеческий, что мы приблизились к последним временам и скоро всему конец. Масоны создавали явный диссонанс, когда утверждали, что и сейчас неплохо, а в дальнейшем будет еще лучше. Но чтобы проложить путь к новому – открытиям, изобретениям, непривычным общественным формациям, – нужно «перерезать пуповину». А этот процесс в масштабах человеческого общества вполне может быть жесток и кровав. С одной стороны, у историков нет однозначных свидетельств в пользу того, что масоны принимали непосредственное участие в подготовке, к примеру, Великой французской революции. Но с учетом того, что немалая часть цвета французского общества того времени имела отношение к братству «вольных каменщиков», вероятность участия масонов в этих переломных для европейской истории событиях велика. Революционный террор и последовавшие наполеоновские войны стоили Европе бесчисленных жертв. Однако именно они открыли дорогу новой социально-экономической форме устройства общества – парламентской демократии, основанной на рыночных отношениях юридически равных друг с другом граждан. И постепенно уровень жизни даже простых французов стал одним из самых высоких не только в Старом свете, но и в мире.
Еще один фактор, из-за которого о масонах много и разнообразно врут: масонство принадлежит к изолированному типу учений. Большинство объединений, религиозных или политических, стремятся к привлечению максимального числа сторонников, радуя обывателя ощущением своей нужности и значимости. А масоны ни за кем не охотятся и массово людей не привлекают. Исторически они не шли по пути количественного увеличения своего братства, предпочитая ему строгий качественный отбор. Благодаря этому братство и существует как единое целое так долго. Но у обделенного вниманием обывателя вывод один: значит, им есть что скрывать, что-то зловещее и кощунственное. Отсюда и древние сплетни, распространявшиеся когда-то наименее образованной частью общества, об отвратительных масонских ритуалах и обычаях, вроде пития крови младенцев и жертвоприношений Сатане. Они, впрочем, замечательно совпадали в народном сознании у всех «злодеев». Евреи и цыгане в свое время тоже успели побывать в роли каннибалов и сатанистов.
На самом деле, масонские ритуалы давно известны и широко растиражированы как в популярной, так и в научной литературе. Только на английском языке вышло в свет больше 60 тысяч работ о масонах и их традициях. Многовато для организации, покрытой завесой абсолютной тайны!
У масонов существовал и существует сложный, театрализованный и многоуровневый ритуал приема новых братьев, настоящее представление, исключительно глубокое по своему содержанию. Именно вокруг него строилось много домыслов, поскольку особенности ритуала долгое время скрывались от посторонних. В отличие, кстати, от самого факта принадлежности к братству. В XVIII–XIX веках масоны гордились этим, вывешивали у себя дома грамоты и сертификаты, удостоверяющие их членство в ложе. Знаменитый Н. М. Карамзин, который вступил в ложу в 1784 году, говорил: «Кто нынче не франкмасон?»
В масонские ложи входили Роберт Бернс и Джакомо Казанова, Джонатан Свифт и Иоганн Гете, Йозеф Гайдн и Вольфганг Моцарт, Готхольд Лессинг и Шарль Монтескье, Жак Монгольфье и Бенджамин Франклин. Первый президент Соединенных Штатов Джордж Вашингтон, кстати, тоже был масоном. Вольтер, неоднократно насмехавшийся над масонами, в 84 года, за несколько месяцев до смерти, прошел посвящение в той же ложе, где состояли Мирабо и де Лаланд, директор Парижской обсерватории.
Обилие знаменитых достойных имен идет вразрез с еще одним мифом о масонах: они строят тайные козни против других людей. Помимо прочего, масонов подозревали в политическом заговоре с целью свержения власти, в желании ниспровергнуть устои общественной морали. Принцип братской взаимопомощи превращал их в глазах «профанов» в некую «мафию», покрывающую своих и желающую погубить остальных. Кого именно – мнения расходятся. В России они, естественно, хотят погубить православный русский народ. Если речь идет о Франции, они уже хотят погубить «прекрасную Францию» и католицизм. Ну а в Германии, само собой, – немцев и протестантство. Получается, весь цвет русской аристократии, состоявший в масонской организации, хотел погубить Россию. Суворов и Кутузов строили зловредные козни своей родине. И почти все выдающиеся люди того времени, жившие в разных государствах, – скрытые враги. Как верно говорил доктор Йозеф Геббельс, знавший толк в успешной манипуляции массовым сознанием, «чтобы быть убедительной, ложь должна быть чудовищной».
Именно в соответствии с этим тезисом был рожден еще один миф – о жидомасонском заговоре. Это понятие на рубеже XVIII–XIX веков ввел в оборот французский аббат, иезуит Огюстен де Барюэль, заставший ужасы Французской революции. Но вместо того, чтобы сказать правду о массовом невежестве, о чудовищной пропасти между знатью и простым народом, о продажности духовенства, окончательно утратившего положение духовного лидера в обществе, – обо всех явлениях, которые в итоге и привели к революции, де Барюэль придумал, на кого все это дело свалить. Евреи к концу XVIII века стали универсальным заменителем дьявола при поиске виноватого в общих проблемах. Однако во Французской революции они особого участия не принимали. Значит, надо еще кого-нибудь привлечь. И кого ж еще, как не масонов, о которых все слышали, но мало кто видел и мало кто знал что-то правдивое?
И де Барюэль придумал новую химеру, собрав вместе горы разнообразной лжи. Как и положено иезуиту, аббат был трудолюбив. В кратчайшие сроки из-под его пера вышел многотомный труд «История якобинства». Он был переведен на многие языки и разошелся по Европе, в которой события Французской революции волновали большинство образованных людей. Современники со скепсисом восприняли идеи де Барюэля. При жизни его концепции не были популярны – их лживость была слишком очевидна. Но шло время, менялись поколения, и события прошлого воспринимались уже иначе. К концу XIX века идея «жидомасонского заговора» стала воскресать. Но по-настоящему вторую жизнь в нее вдохнул уже упоминавшийся доктор Геббельс. Успешно сочетая антигуманистические взгляды и редкую начитанность, Геббельс оценил скрытую в трудах де Барюэля пользу для нацистского движения. С его подачи термин «жидомасонский заговор» сначала стал гулять по страницам нацистских газет и книг, а затем отправился в путешествие по миру, несмотря на скорый разгром рейха.
Впрочем, этот мифический враг имеет уже очень мало общих черт с реальным сообществом «вольных каменщиков». Масоны все-таки закрытое сообщество, и ежегодных публичных докладов о своих достижениях не делают. Однако известно, что масонские ложи являются крупными благотворителями, жертвующими немалые суммы на учреждение школ и образовательных программ, грантов, содержание больниц и спонсирование исследовательских программ в области медицины. Свою деятельность «вольные каменщики» не скрывают (о ней легко можно найти информацию в Интернете), но и не афишируют, лишний раз не привлекая к себе внимание публики и журналистов.
Общество
Антон Гехт