я могу поступать правильно
Если не я, то кто-то другой. Поэтому, лучше я =)
Игорь Зубов
Все записи
текст

Голосование в двоичном коде

Демократия – довольно старинное изобретение, а тайное голосование и вовсе придумано еще при живых мамонтах. С тех пор его механизм в различного рода выборах не претерпел больших изменений. Папирус заменили на бумагу, глиняные урны – на деревянные или пластиковые, но суть осталась прежней: надо нанести крестик на какой-то бланк и бросить его в общую кучу. Тем временем шел XXI век.
Голосование в двоичном коде



Новые трюки для старой урны

На самом деле попытки оцифровать процесс голосования ведутся давно. Конкретно в России с 1993 года разрабатывается автоматизированная система для выборов, а с 2003-го в ее рамках работает уже второе поколение разных устройств и протоколов. Система носит прозаическое название «Государственная автоматизированная система Российской Федерации “Выборы”». Помимо инструкций, документов и процедур в нее входит любопытное устройство КОИБ (Комплекс обработки избирательных бюллетеней), урна для голосования в XXI веке. Состоит это чудо из полупрозрачного контейнера, принтера, сканера и двух портов, а работает в паре с другой такой же урной, чтобы обеспечить защиту от отказа устройства. Может питаться от стандартной розетки и от автомобильного аккумулятора. Урна создана для достижения нескольких целей: автоматизации подсчета голосов, контроля за количеством бюллетеней и проголосовавших. Избиратель ставит крестик на бюллетене, опускает его внутрь, и вуаля – голос посчитан. Правда, было отмечено, что сканер и программное обеспечение, которое распознает бланк, посредственного качества: КОИБ не различает цвета (в него вполне можно опустить сканированную копию бюллетеня), плохо распознает галочки (может перепутать их с типографским браком), и вообще стоит перепроверять, что и кому он там насчитал. Но в целом при правильном использовании и без намеренного саботажа КОИБ справляется со своей работой. Только статистику по неверно посчитанным голосам никто не предоставляет. А если вы, как и часть технократов, полагаете, что бумага и чернильные галочки – это какой-то анахронизм, то специально для вас существует другое устройство, с сенсорным вводом.

 


От бумаги к цифре

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) служит для голосования без бланков: кандидат выбирается простым кликом на экране. Вот оно, безбумажное будущее! Один представитель такой системы состоит из стационарного устройства сенсорного голосования (УСГ), двух переносных УСГ для голосования на дому, двух УСГ-тренажеров для ознакомления избирателей и прочего обслуживающего оборудования, такого как мини-принтер и блок питания. Казалось бы, зачем нужны невнятные КОИБ, когда есть такое? Еще и опробованное на международном уровне: в других странах (США, Бельгии, Франции, Бразилии, Венесуэле) применение безбумажных устройств голосования распространено весьма широко и довольно давно. Они имеют общее название «машины для голосования на основе прямой записи»: direct-recording electronic, DRE. Однако вопросов к голосованию с цифровым вводом возникает больше, чем к автоматизированным устройствам подсчета и сбора.

Самый первый и очевидный: почему я должен доверять какому-то цифровому устройству и его программному обеспечению? Ответить на него можно, выложив в общий доступ исходный код программного обеспечения и распространяя его под свободной лицензией. Конечно, чтобы разобраться в нем, потребуются специальные знания, в отличие от группы классических наблюдателей на избирательных участках.

Следующий вопрос: кто будет контролировать работу программы? Проблема аудита без бумажных бюллетеней стоит куда острее, чем даже с КОИБ, а ведь возможность любого человека проверить ход голосования является важным условием демократии. В случае использования специальных устройств и программного обеспечения сделать это в процессе выборов практически невозможно: устройство наверняка опечатано, программное обеспечение загружено, и что творится внутри в тот момент, когда избиратель нажимает на кнопку или экран, наверняка никто не знает. Единственным выходом является создание специальных аудиторских с полным доступом к уже работающим аппаратам и собранным данным. Но кто будет проводить аудит аудитора?

Помимо сложных задач в рамках самого процесса, цифровые устройства не лишены классических уязвимостей гаджетов. Они также подвержены взлому для получения информации о голосовавшем, для замены его голоса и другого рода вредительству.

 


Как перестать бояться и начать выбирать

Несмотря ни на что, электронное голосование уже применяется довольно широко, а в некоторых странах, таких как Эстония, люди голосуют прямо через Интернет. Для этого у каждого гражданина есть электронная карта с чипом, который считывается специальным устройством, подключенным к компьютеру. После этого пользователь открывает браузер и голосует за нужного кандидата. Просто и удобно! Но не лишено всех озвученных недостатков. Да еще и карточку можно украсть.

С современным уровнем развития технологий обеспечить безопасный полный переход на цифровое проведение тайного голосования практически невозможно. Всегда найдется еще несколько способов фальсификации результатов к уже существующим. Даже если ввести биометрические сканеры и составить полную базу данных избирателей в течение нескольких лет, то это не решит проблему доступного аудита и контроля качества устройства и ПО. Создание платформы на техническом уровне не кажется такой уж сложной задачей, даже при использовании Интернета, однако нужен ответственный орган, который не будет вызывать сомнения и большинства граждан. И самое главное, этот орган должен быть компетентен в технической части, потому что отдать такую систему на аутсорсинг в Таиланд или на тендер – идея, пожалуй, не самая удачная.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK