я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

История футбола

Признаюсь сразу: я мало что понимаю в футболе. Нет, пару десятков команд и имен выдающихся футболистов назову не задумываясь. Да и на тайм активного, азартного, что называется, взахлеб боления меня пока хватает.
История футбола

Интересно мне другое. Почему эта простая и не слишком отягощенная интеллектом игра смогла завоевать миллионы сердец? Почему поражение в финале чемпионата мира или Европы воспринимается как величайшая трагедия (помните слезы Уэсли Снейдера после поражения от испанцев в финале прошлогоднего южноафриканского Мундиаля)?

Объяснение, что она самая демократичная и доступная, не устраивает. Например, волейбол или гандбол еще демократичнее, но многих ли мастеров ручного мяча вы знаете? Нет места в футболе и проявлению изощренного интеллекта, и редкий футболист способен играть в те же шахматы на профессиональном уровне. Может быть, дело в запредельном азарте? Да нет, страсти на ледовых и баскетбольных площадках куда горячей. Например, у хоккеистов даже штатные «бойцы» есть, готовые по любому поводу пустить в ход кулаки.

Скорее всего, дело в идеальном балансе свойств самой популярной игры. В некотором роде футбольный матч – «клип» на тему нашей бестолковой жизни, в котором есть и высокая трагедия и пошлый фарс. А самое главное – все на своем месте!

У этого действа, отчаянно пытающегося стать добропорядочным бизнесом с акциями, прибылями-убытками и президентами, богатая и буйная история, в которой много интересных фактов. Прежде всего, не утихают споры на тему: кто начал первым пинать мяч (или его подобие). Мексиканцы утверждают, что спорить не о чем: майя и ацтеки пару тысяч лет назад уже вовсю гоняли цельнолитой каучуковый мяч!

Очевидно, что индейский «футбол» проходил исключительно в партере, и каждый удар, выполненный умелым игроком, становился действительно убойным: как, например, отбить пятикилограммовый «снаряд», летящий со скоростью под 100 км/ч?

Подозреваю, что у индейцев с их привычкой снимать скальп по любому поводу самыми проблемными амплуа были вратарь и судья… С тех пор, в принципе, мало что изменилось.


На роль родины «ногомяча» претендует и Восток. Во всяком случае, японцы, подавая заявку на проведение чемпионата мира 2002 года, ссылались на то, что еще полторы тысячи лет назад в Стране восходящего солнца был популярен кеннатт – игра с мячом, включающая в себя эффектную самурайскую акробатику.

В Древнем Риме тоже знали толк в физической подготовке будущих солдат, ведь хлюпики не смогли бы покорить половину мира. Среди римской молодежи была популярна игра гарпастум (в переводе – игра маленьким мячом), описанная историком Поллуксом так: «Игроки разделялись на две команды. Мяч помещался на линии в центре площадки. На обоих краях площадки, за спиной у игроков, каждый из которых стоял на отведенном ему месте, проводилось еще по линии. За них и полагалось занести мяч, причем совершить это было возможно, лишь распихивая игроков соперничающей команды».

Римские легионы, в числе прочего, в начале нашей эры принесли на берега Альбиона и эту игру, весьма заинтересовавшую бриттов и кельтов. Даже воцарение нормандского герцога Вильгельма, прозванного Завоевателем, сопровождавшееся невиданного размаха казнями и репрессиями, не смогло предать забвению древнюю языческую забаву – игру с мячом.

Сказать, что горожане азартно играли, – погрешить против истины! Во-первых, игры проходили только раз в год, на масленицу. Во-вторых, число игроков не ограничивалось, и порой состязались команды, различающиеся числом раз в пять, но чаще всего за равенство сил отвечал жребий. В-третьих, роль «ворот» выполняли заранее определенные городские достопримечательности, например, лавка колбасника Эйба у ратуши и гончарная мастерская Джона у моста.


Представьте себе толпу разъяренных мужчин призывного возраста, рвущуюся к «воротам»! Горе болельщику, который не успеет посторониться! Недаром король Эдуард II, пораженный большим числом жертв очередного матча-побоища, 13 апреля 1314 года повелел «запретить футбол как забаву, противную общественному спокойствию и ведущую к раздорам и злобе» (до сих пор весьма актуально).

С футболом боролись и другие британские монархи – Ричард II, Яков III и знаменитый король-бунтарь Генрих IV, считавший, что футбол отвлекает граждан от полезных государству упражнений в фехтовании и стрельбе из лука. Но и самые драконовские указы, объявлявшие футбол (и почему-то гольф!) вне закона и грозившие заядлым игрокам публичной поркой, не могли совладать с народной забавой.

Интересно, что в роли мяча мог выступать туго набитый тряпичный мешок, а жители Честера однажды и вовсе играли… головой казненного накануне вора! К счастью, этот пример не стал заразительным, и в дальнейшем игроки укрощали обычный мяч, сшитый из телячьей кожи.

Камерой служил надутый свиной или овечий мочевой пузырь. Весил такой мяч чуть больше фунта, но если игра проходила в дождь, он сильно впитывал воду и тяжелел как минимум в полтора раза. Дело порой доходило до сотрясения мозга, когда намокший мяч попадал в голову игроку, а грубые рубчатые швы буквально сдирали кожу.

Сейчас – не так. Современные футбольные мячи шьются из синтетических гидрофобных материалов (чаще всего из полиуретана), практически не впитывающих влагу. Основное производство мячей сосредоточено в Пакистане и Индии, и в некоторых деревнях все взрослое население занято шитьем. Однако мячи, предназначенные для профессионального футбола, шьются на фабриках, укомплектованных опытными мастерами. За смену самый проворный и опытный работник шьет всего… пару изделий, то есть мячи в Лиге чемпионов и на Кубке мира – продукция исключительно индивидуального пошива, настоящий эксклюзив.


Если футбол для вас не только повод побеситься у телевизора с дюжиной пива, то рано или поздно вы придете в магазин спортивных товаров. Запомните: хороший мяч не может стоить меньше 50 долларов! При соблюдении некоторых правил он прослужит вам дольше, чем несколько дешевых, и первое из них – не перекачивайте! Нормальное давление воздуха – в пределах от 0,7 до 1,0 атмосферы, причем чем жарче погода, тем давление должно быть ниже. Если под рукой нет манометра, правильность накачки можно определить, сбросив мяч с высоты вашего роста на твердый пол – мяч должен подпрыгнуть минимум на метр.

Второе правило – обязательно сдувайте мяч после игры, чтобы снизить механическое давление на швы и панели. Так вы существенно продлите жизнь мяча (если, конечно, играть не на асфальте – здесь никакие правила не помогут) и предотвратите его деформацию. И, наконец, третье – мяч должен быть сухим, особенно в нашем климате. Мяч, несмотря на применение современных синтетических материалов, все же представляет собой настоящий символ консерватизма, исповедуемого главными футбольными функционерами. Самый яркий пример – споры вокруг «интеллектуальных» мячей, снабженных микрочипом, позволяющим определять траекторию. Нынешние технологии (например, New Advanced Sports Aerodynamics фирмы Reebok) позволяют отслеживать положение мяча до миллиметра в реальном времени, и если бы такие технические решения были приняты, то никаких вопросов по поводу гола, забитого англичанами немцам на прошедшем южно-африканском чемпионате, не возникло бы (весь мир видел, как мяч после удара Фрэнка Лэмпарда, отскочив от перекладины, опустился на полметра за линией ворот, а судья – нет). Но футбол неотделим от ошибок, в том числе и судейских…


Любопытное исследование провели пресловутые британские ученые. Николас Линторн и Дэвид Эверетт из Университета Брюнеля задались вопросом: почему футболисты, исполняя дальние навесные удары, делают это вопреки законам физики? Ведь из курса механики (и артиллерии) известно, что максимальная дальность полета свободно летящего тела достигается при угле вылета 45º (с учетом сопротивления воздуха – несколько меньше). Почему же футболисты, гольфисты, дискоболы и копьеметатели используют траекторию возвышения под углом не более 30–35º?

Как всегда с британскими учеными, однозначного и вразумительного ответа не нашлось. Англичане пересмотрели массу видеозаписей, провели кучу измерений и расчетов и пришли к выводу, что дело – в биомеханике, то есть в особенностях строения костей и мышечной структуры игрока. Так, они подметили, что штатные пенальтисты в среднем имеют меньший размер обуви и не такой выраженный подъем. Что из этого следует? Да практически ничего, кроме идиотской рекомендации тренерам не обращать внимания на кажущиеся физические парадоксы.

Впрочем, не будь современной спортивной обуви, половина голов улетела бы в «молоко». Очень важное это дело – бутсы, настолько, что ведущие игроки шьют их по индивидуальной мерке. Дэвид Бэкхем, например, будучи капитаном сборной Англии и полузащитником великого «Манчестера», принял участие в разработке новой конструкции бутс, снижавшей нагрузку на ахиллово сухожилие. Каждая пара специальных бутс из кожи кенгуру обошлась футболисту в 7 тысяч фунтов!

Тем не менее бутсы Криштиану Роналду, Лионеля Месси и Бастиана Швайнштайгера очень похожи на те, что можно купить в спортмагазине: смещенная к внешней стороне стопы скрытая шнуровка, сложная подошва, усиленная носовым и пяточным амортизаторами (а с недавних пор еще и наделенная супинатором), специальное «наждачное» покрытие, улучшающее контроль мяча, особенно во время выполнения подкруток, анатомические полимерные стельки, пропитанные антибактериальным составом. Все это больше напоминает описание автомобиля, и ведь это еще не все: у футбольных бутс есть шипы, от которых во многом зависит «устойчивость» спортсмена. На «мягких» ухоженных полях типа «Олд Траффорд» или «Сантьяго Бернабеу» футболисты играют в бутсах с шестью шипами.


Чем жестче покрытие, тем больше требуется шипов, и сейчас очень популярны модели с 13 сменными «зацепами», позволяющими буквально за секунды подстраивать сцепление со сложным грунтом.

Кстати, и форма шипов весьма разнообразна. Кроме классических круглых, производители предлагают обувь с треугольными, многогранными и саблеобразными шипами, напоминающими клыки хищника. Словом, вариантов много.

Однако лучший материал для шитья бутс, даже в эпоху торжества синтетики (об этом далее), остается натуральным. К великому огорчению защитников природы, это кожа кенгуру, эластичная, хорошо облегающая стопу и мало намокающая. Она еще и легка, так что готовая бутса весит не более 200 граммов.

С футболкой все проще, хотя и с ней есть масса нюансов. Многие десятилетия футболисты обходились хлопком. Действительно, он прежде всего комфортен и в некоторой степени гигроскопичен. Но попробуйте отстирать белую хлопчатобумажную футболку от пятен травы! Наверное, уровень суицида среди прачек в мадридском «Реале» (одно из прозвищ игроков – «сливочные», от белой домашней формы клуба) просто зашкаливал.

Изменения инициированы великими бразильцами в их бытность «трикампеонами» (трижды чемпионами мира). Тренер сборной Марио Загало, сам некогда выдающийся игрок, попросил специалистов-швейников придумать способы улучшить вентиляцию и влагоотвод (игроки мирового класса, выступая в ответственных матчах, теряют 1,5–2 кг!).

Швейники сразу предложили перейти на синтетические ткани, полагая, что другого пути фактически нет. Этим сразу решилась проблема долговечности – синтетика не линяет и не мнется, легко отстирывается, достаточно прочна, чтобы выдержать многочисленные падения и захваты.


Однако та синтетика плохо пропускала влагу. Получилось, что футболисты потели еще больше, чем в старом добром хлопке. До тех пор, пока не появились новые волокна, способные «выводить» пары воды наружу, спортсмены поддевали… обычную хлопчатобумажную майку. Сейчас все стало гораздо проще, и основным материалом для производства футболок стал полиэстер, да не простой, а керамизированный, не пропускающий ультрафиолетовое излучение. Кроме того, тефлоновые нити делают ткань практически не мнущейся. На очереди – карбоновые волокна, благодаря которым футболка превратится в своеобразный «скафандр», создающий комфортный микроклимат.

И все же: скажите мне, ну что в этой игре такого, что заставляет миллионы зрителей по всему миру так искренне переживать? Почему для болельщика нет счастливей мгновенья, когда капитан любимой команды поднимает над головой кубок, обильно политый потом, а иногда и кровью? Ведь это – только игра! Или не только?

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK