Учёные выяснили, как Европа уничтожила древний континент

Процесс происходил медленно, но в итоге он привёл к масштабным последствиям.
Учёные выяснили, как Европа уничтожила древний континент

Примерно 250 миллионов лет назад все земные континенты были единым целым. Тогда они представляли собой суперконтинент, похожий на Пак-Мена. Назывался он Пангея, и потом разделился на две части: Лауразию и Гондвану.

Из первого образовались Европа, Азия и Северная Америка, а второй раскололся и образовал современную Африку, Антарктику, Южную Америку и Австралию. Но был ещё один континент, отколовшийся от Гондваны - Большая Адрия, по большей части, находившийся под водой. Дожить до наших дней континенту не удалось. Из-за столкновения с Европой он окончательно разрушился, а большая его часть как раз находится сейчас где-то под Европой, глубоко в мантии Земли.

Так как Европа по сути «наехала» на Адрию, часть разрушенного континента всё же осталась на поверхности, образовав современные Евразийские горные пояса, такие как Апеннины в Италии, Динариды в Боснии и Герцеговине, Швейцарские Альпы, горы Ирана и Гималаи.О том, как эволюционировал материк, учёные смогли узнать благодаря намагниченности, оставшейся в горных породах от геомагнитного поля.

Учёные смогли выяснить, что смешение, которое привело к столкновению тектонических плит и поглощению Адрии, происходило очень медленно, всего на несколько сантиметров в год. При этом, со временем ряд факторов привёл к тому. что один из континентов в итоге погрузился под другой. Считается, что Адрия была размером с современную Гренландию, поэтому нетрудно представить себе масштабы этого столкновения.

По мнению авторов исследования, реконструкция геологической истории нашей планеты может помочь странам и компаниям, стремящимся добыть ценные полезные ископаемые, поскольку ученые могут выявить региональные закономерности в том, как определенные материалы, сохранившие намагниченность, залегают в земной коре.Геологическая реконструкция также может помочь исследователям лучше понять, как образуются существующие месторождения полезных ископаемых и руд, о которых мы уже знаем, и где могут быть захоронены оставшиеся материалы.

Фото: Pixbay.com