Ученые выяснили, в чем причина полового неравенства в смертности от Covid-19

Вскоре после начала пандемии новой коронавирусной инфекции стало ясно, что люди пожилого возраста и мужчины имеют повышенный риск летального исхода. Акико Ивасаки, специалист по иммунобиологии из Йельского университета, сразу же начала изучать различия в иммунной реакции мужчин и женщин на вирус, вызывающий Covid-19, а также влияние возраста пациента на течение заболевания. В результате ей удалось приблизиться к пониманию биологических механизмов, лежащих в основе функционирования загадочного патогена.
Ученые выяснили, в чем причина полового неравенства в смертности от Covid-19

По словам Ивасаки, возраст и пол – это те точки, в которых пересекаются иммунологические изменения. В частности, недавно исследователи обнаружили, что уровень экспрессии генов, которые контролируют врожденный иммунный ответ на вирусные инфекции, начинает значительно снижаться у мужчин в возрасте от 62 до 64 лет. У женщин это снижение наступает на 6 лет позже. Ивасаки также удалось выявить определенные молекулярные различия в иммунной реакции мужчин и женщин и понять, какие молекулы обеспечивали защиту от вирусных инфекций, а какие были связаны с худшим исходом заболевания. Так почему же мужчины умирают от вируса SARS-CoV-2 в 1,7 раз чаще, чем женщины?

Одно из возможных объяснений лежит в области биологии: у женщин есть две Х-хромосомы, у мужчин – одна, при этом именно Х-хромосома «богата» генами, которые регулируют работу иммунной системы. И хотя одна из женских Х-хромосом «выключена», в некоторых случаях гены из обеих хромосом могут активировать врожденный иммунный ответ – «систему тревоги» при обнаружении патогенов. Фактически, женская иммунная система выявляет инфекции раньше, чем мужская.

Немалую роль в плохом исходе Covid-19 играют и половые гормоны: среди мышей, зараженных SARS-CoV-2, более высокий уровень смертности наблюдался у самцов. Ученые считают, что это связано с защитной ролью женского полового гормона эстрогена, присутствие которого способно подавлять ACE2 – рецептор на поверхности многих клеток, используемый коронавирусом для внедрения в них. И наоборот, мужской половой гормон андроген, вероятно, усиливает способность вируса инфицировать клетки. Авторы одного исследования обнаружили, что мужчины, получавшие антиандрогенную терапию в ходе лечения рака простаты, были менее подвержены заражению SARS-CoV-2.

Наконец, в возрасте от 60 лет и старше мужчины начинают терять способность вырабатывать иммунный ответ на коронавирусную инфекцию. При этом часто наблюдается компенсаторная гиперреакция иммунной системы, ведущая к развитию так называемого «цитокинового шторма», в результате которого легкие и другие ткани организма получают серьезные повреждения.

Дальнейшее изучение различий в иммунной реакции мужчин и женщин поможет в разработке эффективных вакцин и способов лечения Covid-19.

Фото: CCO Public Domain/ Unsplash