Ученые выяснили, что именно делает загадочный белок, убивающий клетки мозга у пациентов с болезнью Паркинсона

Чтобы знать, как лечить нейродегенеративное заболевание, получающее все большее распространение в мире, необходимо понимать функцию альфа-синуклеина – белка, в изобилии присутствующего в мозге и являющегося ключом ко многим заболеваниям подобного рода.

Болезнь Паркинсона – прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, которое вызывается ослаблением и гибелью клеток мозга. Болезнь имеет множество симптомов, включая тремор (особенно кистей), нарушение равновесия, замедление движений и крайнее окостенение рук и ног. А развивается заболевание из-за того, что клетки мозга перестают работать нормальным образом и больше не вырабатывают достаточно дофамина – вещества, контролирующего движения тела. Обычно болезнь поражает людей старше 60 лет, однако в последнее время она все чаще диагностируется и в более молодом возрасте. Сегодня более 10 миллионов человек во всем мире живет с болезнью Паркинсона.

До сих пор достоверно неизвестно, что именно служит триггером развития заболевания, однако ученые предполагают, что это – результат сочетания таких факторов, как возраст, наследственность и влияние факторов окружающей среды. Все вместе это приводит к гибели вырабатывающих дофамин нейронов, что влияет на способность тела двигаться. Авторы нового исследования решили выяснить, что происходит в здоровом мозге, чтобы понять, что идет не так в мозге людей с болезнью Паркинсона, и одним из главных вопросов исследования было определение функции альфа-синуклеина – белка, который может образовывать скопления, нарушающие двигательные и познавательные способности.

«Обычно мы находим белок по его функции, после чего выясняем, что идет не так при развитии заболевания. В случае с альфа-синуклеином белок был вычислен именно по его участию в патологических процессах, но мы не знали, что он делает в здоровых нейронах», – говорит доктор Джулиана Фуско, научный сотрудник Кембриджского университета.

В ходе экспериментов исследователи выяснили, что белок приклеивается к внутренней поверхности клеточной мембраны клеток мозга, но не к внешней. При нормальном функционировании он играет важную роль в механизмах, с помощью которых нейроны в мозге обмениваются сигналами. Однако при патологических состояниях альфа-синуклеин начинает «кучковаться», что ведет к гибели здоровых клеток мозга.

Болезнь Паркинсона не является смертельной, существуют препараты для уменьшения выраженности симптомов, однако на сегодняшний день нет способов обернуть вспять последствия заболевания.

Фото: Kateryna Kon via Shutterstock