Ученые реконструировали череп 200-летнего эмбриона динозавра

Около 200 миллионов лет назад динозавр Massospondylus carinatus отложил кладку яиц. Но, сожалению, обреченные существа внутри так и не смогли вылупиться. Благодаря новой цифровой технике реконструкции, ученые смогли показать миниатюрные, заостренные черепа не рожденных динозавров.
Ученые реконструировали череп 200-летнего эмбриона динозавра

В исследовании изучались семь яиц, три из которых содержали зародышей. Образцы впервые обнаружили почти пять десятилетий назад в Южно-Африканском национальном парке «Золотые ворота». Если бы животные из этих яиц вылупились, то со временем бы стали динозаврами с двумя ногами, шеей пять метров в длину и массой тела 900 килограмм.

Опасаясь хрупкости и редкости яиц, а также не имея подходящих инструментов для анализа их содержимого, ученые годами проводили в основном поверхностные исследования. В 2015 году ученые из Университета Витватерсранда получили возможность сканировать образцы на европейском синхротроне.

Для визуализации содержимого окаменелостей без их разрушения, ученые использовали мощные рентгеновские лучи. В результате они получили серию изображений, достаточно детализированных для рассмотрения отдельных костных клеток. Затем ученые объединили изображения в трех измерениях, открывая аспекты анатомии эмбрионов, которые ранее были не видны.

Когда исследователи сравнили свои изображения с эмбрионами современных родственников динозавров, включая крокодилов, цыплят, черепах и ящериц, на разных стадиях развития, они обнаружили, что растущий Massospondylus был на 60 процентах пути инкубации.

На этом этапе у них уже развились два типа зубов: предшественники тех, что они использовали бы для измельчения растений, и простые шишки, которые, по мнению исследователей, исчезли бы до вылупления. Вторые — это так называемые зубы «нулевого поколения», которые встречаются у крокодилов, гекконов и других рептилий.

Фото: 1)Brett Eloff; 2)Kimberley Chapelle/University of Witwatersrand