У динозавров и млекопитающих обнаружилось кое-что общее

Кого вы представляете, думая о жутких хищниках далекого прошлого? Динозавров с их мощными зубами с заостренными краями, которые помогали буквально разрывать добычу на куски? Или саблезубых кошек, бродивших по земле на десятки миллионов лет позднее? Удивительно, но у этих двух совершенно разных доисторических животных было кое-что общее – зубы.
У динозавров и млекопитающих обнаружилось кое-что общее

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Biology Letters, изучали ископаемые зубы горгонопсов – огромных хищников, живших около 260 миллионов лет назад и похожих на продукт скрещивания динозавра и саблезубой кошки. В действительности эти животные были ранними предками млекопитающих и не имели никакого отношения к динозаврам. Каково же было удивление ученых, когда они обнаружили, что структура зубов горгонопсов была очень похожа на зубы плотоядных рептилий! Вплоть до сегодняшнего дня считалось, что сложное устройство тканей, дававшее динозаврам столь смертоносные зубы, была их уникальной особенностью. Но, получается, что и другие животные могли иметь такие же зубы, причем намного раньше динозавров.

«Зубы динозавров и горгонопсов были очень похожи – они выглядели как лезвие с зазубренными краями спереди и сзади», – говорит Кристин Бринк, преподаватель факультета геологических наук Университета Манитобы (Канада).

Чтобы подтвердить свое открытие, исследователи тщательно изучили ископаемые останки зубов трех синапсид – группы животных, к которой принадлежали горгонопсы и которые на древе жизни располагались ближе к млекопитающим, чем к рептилиям. Оказалось, что сложное строение зубной ткани, сделавшее плотоядных динозавров главными хищниками мезозойского периода, появилось в процессе эволюции на 20 миллионов лет раньше, чем собственно у динозавров. Это позволяет предположить, что такая структура весьма эффективна для кусания и разрывания мяса. Более того, она может служить великолепным примером конвергентной эволюции, когда определенная черта или признак развиваются у совершенно разных групп, поскольку служит для выполнения схожих функций, а не из-за общего генетического наследия.

Ранее Бринк изучала внутреннюю микроструктуру зазубрин на зубах динозавров и обнаружила, что уникальное строение тканей глубоко внутри зуба было характерно только для динозавров-мясоедов, но не для других животных с подобными зубами, включая акул, ящериц, травоядных динозавров и саблезубых кошек.

«Тогда я пришла к выводу, что такое строение тканей помогало укреплять зазубрины на зубах, чтобы они не стирались и не ломались с течением времени. Это могло быть одной из причин доминирования динозавров и их расположения на верхушке пищевой цепочки», – комментирует Бринк.

Новое открытие удивило всех, ведь оно означает, что подобный тип зазубренных зубов сначала появился у доисторических животных, от которых произошли млекопитающие, и только потом – и совершенно независимо – у динозавров.

Фото: Megan Whitney