С помощью анализа древней ДНК изучены родственные связи людей, живших 57 веков назад

В Великобритании было изучено одно из наиболее хорошо сохранившихся неолитических захоронений. Анализ древней ДНК показал, что большая часть похороненных людей принадлежали к пяти поколениям одной большой семьи.

Исследователи изучали кости и зубы 35 человек, найденных в гробнице в Котсуолдсе на юго-западе Англии, недалеко от деревни Хэзлтон. Ученые определили, что 27 из этих людей были близкими биологическими родственниками, жившими в период 3700-3600 гг. до н.э., примерно через 100 лет после того, как в Британии стало развиваться земледелие.

Археологи и генетики из Университета Ньюкасла, Венского и Гарвардского университетов, считают, что большинство погребенных были потомками четырех женщин, родивших детей от одного мужчины. Это уникальное исследование впервые подробно раскрывает структуру доисторических семей. Результаты анализа дают новые представления о родственных связях и погребальной практике у людей 5700 лет назад.

Исследуемая гробница разделена на две L-образные камеры. Мужчин обычно хоронили вместе с их отцом и братьями. Два ребенка женского пола были похоронены в гробнице, однако почти полное отсутствие взрослых женщин в ней позволяет предположить, что их останки помещались либо в гробницы мужчин, с которыми у них были дети, либо в какое-то иное место. Однако среди оставшихся восьми человек, которые не были биологическими родственниками погребенных, было обнаружено три женщины. Они и пять мужчин могли быть женами, мужьями или приемными детьми.

В целом, анализ древней ДНК показал, что большинство похороненных там людей принадлежали к пяти непрерывным поколениям одной семьи. Первоначально каждая половина гробницы использовалась для размещения останков умерших из одной ветви семьи. Это позволяет ученым предположить, что планировка и других гробниц того же времени тоже может рассказать многое о родственных связях.
«Отличная сохранность ДНК в гробнице и использование новейших технологий в восстановлении и анализе древней ДНК позволили нам обнаружить самое древнее семейное дерево из когда-либо реконструированных и проанализировать его, чтобы понять нечто глубокое о социальной структуре этих древних групп», – заявляет Иньиго Олальде, ведущий генетик исследования и соавтор работы.
Исследование появилось в журнале Nature.

Фото: Corinium Museum