Подповерхностный океан Энцелада насыщен динамичными течениями

Глубоко под поверхностью одного из спутников Сатурна Энцелада скрыт океан. Учёные из Калифорнийского технологического института пришли к выводу, что этот океан совсем не однороден, а, подобно земным океанам, насыщен потоками и течениями.
Подповерхностный океан Энцелада насыщен динамичными течениями
Энцелад — шестой по величине спутник Сатурна, чей диаметр составляет всего 500 км. Несмотря на свои размеры, Энцелад привлёк внимание учёных, когда орбитальная станция Кассини в 2014 году обнаружила свидетельства существования на спутнике подповерхностного океана. Станция также собрала образцы воды, которая возникает при извержениях, напоминающих гейзеры, на южном полюсе спутника. Тогда выяснилось, что на Энцеладе есть жидкая вода. Этот факт мгновенно привлёк внимание астробиологов, ищущих признаки жизни в космосе.
Калифорнийские учёные решили проанализировать данные, полученные Кассини, чтобы выяснить, насколько гомогенен океан Энцелада.
При том, что океан спутника Сатурна совсем не похож на наш океан, у них всё же есть важнейшее сходство — солёность. Учёные убеждены, что именно это качество — ключ к пониманию свойств подповерхностного океана Энцелада.
Измерения гравитации и распределения тепла, осуществлённые Кассини, показывают, что слой льда на полюсах спутника тоньше, чем на экваторе. Регионы более тонкого льда обычно связаны с таянием, тогда как регионы с более толстыми слоями льда — с сильным замерзанием.
Это влияет на движение океанических потоков, так как при замерзании солёной воды происходит выделение соли, что делает окружающую воду более тяжёлой. В регионах, где распространено таяние, происходит обратный процесс. По словам учёных, такие перепады в уровне солёности указывают на то, что океан Энцелада не гомогенен, а наоборот — буквально кишит течениями.
Фото: Caltech