Под вулканами нашли опасную, химически разнообразную магму

Международная группа вулканологов работала на островах в архипелаге Галапагос. Исследователи обнаружили, что вулканы, извергающие небольшое количество базальтовых лав, скрывают химически разнообразные магмы в своих подземных системах. Некоторые из них могут вызывать взрывную активность.
Под вулканами нашли опасную, химически разнообразную магму
Многие вулканы в течение миллионов лет стабильно производят относительно небольшое количество базальтовой лавы, неопасное для жителей районов, расположенных поблизости. Например, вулканы в Исландии, на Гавайях и на Галапагосских островах постоянно извергают потоки лавы, состоящие из расплавленной базальтовой породы. Хотя эти потоки потенциально наносят ущерб домам, расположенным недалеко от вулкана, они, как правило, движутся в шаговой темпе и не представляют такой же риск для жизни, как крупные взрывные извержения, подобные тем, что происходили с Везувием или вулканом Святой Елены.

Исследовательская группа изучила два Галапагосских вулкана, которые в течение всей своей жизни извергали только композиционно однородные базальтовые потоки лавы. Расшифровав состав микроскопических кристаллов в лавах, ученые смогли определить химические и физические характеристики магм, хранившихся под вулканами.

Результаты исследования показали, что магмы под вулканами чрезвычайно разнообразны и включают составы, подобные тем, что извергались из вулкана Святой Елены. Исследователи считают, что вулканы постоянно извергают композиционно однородные базальтовые лавы, когда магмы достаточно много, чтобы останавливать химически разнообразные вещества.

Химически разнообразные магмы, которые обнаружили ученые, могут стать подвижными и подняться к поверхности при определенных обстоятельствах. В этом случае вулканы, которые на протяжении тысячелетий извергали базальтовые лавы, способны изменить свою взрывную активность, которая может нанести непоправимый вред населению, проживающему недалеко.

«Это было неожиданно, так как мы хотели узнать, почему эти вулканы настолько скучные и какой процесс отвечает за постоянство состава лавы в течение длительных периодов времени, — сказал автор исследования. — Вместо этого мы обнаружили, что вулканы совсем не скучные — они просто прячут свои секретные магмы глубоко под землей».