Под 1,5-километровой толщей гренландского льда обнаружили ископаемые растения

Несмотря на крайне малое количество доказательств, ученые долгое время считали, что ледяной щит Гренландии был на своем месте как минимум в течение последнего миллиона лет. Однако новые факты противоречат этой теории: на дне 1,5-километрового ледяного керна, пробуренного на северо-западе острова, ученые обнаружили ископаемые останки древних растений.
Под 1,5-километровой толщей гренландского льда обнаружили ископаемые растения

Находка позволяет предположить, что как минимум однажды за последний миллион лет ледяной покров Гренландии растаивал полностью, что дало возможность появиться растительности – и даже, возможно, лесам! По мнению Эндрю Криста, геолога из Вермонтского университета, теплый период был вызван изменениями климата, подобными тем, что планета переживает сегодня.

Ледяной керн длиной в 1368 м был извлечен еще в 1966-м году в ходе реализации секретного проекта правительства США времен Холодной войны «Ледяной червь». В рамках этого проекта предполагалось создать на территории Гренландии систему туннелей, чтобы разместить в них сотни ядерных боеголовок (план провалился из-за нестабильности льда). Среди других целей проекта было проведение научных исследований, и именно поэтому в 1966-м году ученые пробурили керн, который включал в себя 14 м илистого льда и 3,44 м отложений из-под ледяного щита. Эти отложения были помещены в специальные хранилища, которые затем перевозили из лаборатории в лабораторию, пока они не оказались в Дании, где долгое время оставались заброшенными. В 2018-м году исследователи из Копенгагенского университета подняли архивы, готовя их перевозку в другое хранилище, но когда они поняли, что именно хранилось в сейфах, они мобилизовали целую команду для изучения давно забытой находки. И не прогадали – среди грязи и ила были обнаружены окаменевшие листья и ветки.

«Ледяной щит обычно уничтожает все на пути своего формирования, – говорит Крист. – Но в этом случае растения сохранились на удивление хорошо и выглядели так, будто погибли вчера».

Климат Земли менялся несколько раз за всю историю планеты, и многочисленные ледниковые периоды перемежались периодами глобального потепления. Раньше ученые считали, что даже в периоды потепления в Гренландии в той или иной мере сохранялся ледяной щит, однако изучение керна переворачивает эти представления с ног на голову. Анализ отложений показал присутствие в них редких изотопов алюминия и бериллия, которые формируются только при контакте космического излучения с землей. Это значит, что ледяной покров таял полностью и оставался в таком состоянии достаточно долго, чтобы успели сформироваться изотопы вышеназванных элементов и появиться растительность.

Радиоуглеродное датирование и датирование на основе изучения люминесценции, которое позволяет оценить время последнего воздействия света на отложения, показали, что таяние произошло в течение последнего миллиона лет. Все вместе полученные данные говорят о том, что ледяной щит Гренландии, сегодня покрывающий около 80% территории острова, не столь вечен, как принято считать. Если однажды он растает вновь, уровень Мирового океана поднимется на 7 метров, и этого хватит, чтобы затопить такие города, как Нью-Йорк, Майами, Дакка и др.

Фото: Per Breiehagen/Getty Images