«Невидимые» глубоководные бактерии заставили ученых пересмотреть представления о работе иммунной системы человека

Исследователи обнаружили глубоководных микробов, которые абсолютно «невидимы» для иммунитета человека – несколько пугающее открытие позволяет предположить, что казавшаяся универсальной способность нашего организма распознавать бактерии в действительности не столь полноценна.

Бактерии были найдены на дне моря на территории заповедника Острова Феникс, расположенного у берегов островного государства Кирибати. Практически не затронутая человеческой деятельностью, эта территория является самым большим по площади и самым «глубоким» объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО, что дает исследователям уникальную возможность изучить организмы, процветающие в отсутствие людей. В 2017-м году специалисты собрали грамотрицательные бактерии из глубоководных образцов.

Чтобы выяснить, будут ли эти бактерии, никогда ранее не контактировавшие с млекопитающими, распознаваться клетками млекопитающих, исследователи выделили липополисахаридное покрытие (своего рода «кожу») 50 различных штаммов бактерий и подвергли его контакту с клетками мышей и человека. Результаты оказались поразительными: 80% штаммов оказались «невидимыми» для клеток млекопитающих! И хотя исследователи пока не знают точно, чем обусловлена такая особенность, они предполагают, что все дело может быть в некоторых характеристиках липополисахаридов. Наша иммунная система обычно распознает микробы с такой «кожей», но те, которым удается остаться незамеченными, имеют больше или меньше 6 ацильных цепей – небольших «лучей», которые торчат из окружающего бактерию липидного слоя. Так вот, оказалось, что «невидимые» для клеток млекопитающих глубоководные бактерии имели стандартные шесть ацильных цепей, то есть их «невидимость» имеет другое объяснение, возможно, связанное с необычайной длиной цепей.

«Это открытие ставит под сомнение догму об образ-распознающих рецепторах, которые должны узнавать такие микробные компоненты, как липополисахариды», – комментирует Элисон Скотт, микробиолог из Мэрилендского университета.

Специалисты планируют продолжить работу по изучению обитателей заповедника. По их мнению, будущие исследования не несут опасности: бактерии вряд ли «сбегут» из лаборатории и спровоцируют новую эпидемию, ведь они живут в условиях крайне низких температур и экстремально высокого давления. Однако если прошлый год и научил нас чему-то, так это тому, что нужно быть готовым к самым непредвиденным ситуациям. Крайне важно понимать, чего не может «увидеть» наш организм и насколько опасными могут быть такие невидимки, ведь буря лед в Арктике или погружаясь в глубины океана, вполне можно столкнуться с организмами, против которых у нас просто нет врожденной защиты.

Фото: Schmidt Ocean Institute