Нейронный механизм, определяющий положение тела в пространстве, появляется вскоре после рождения

Международная команда исследователей обнаружила, что новорожденные дети обладают той же способностью ощущать, где заканчивается их тело и начинается внешний мир, что и взрослые.

Предыдущие исследования выяснили, что способность определять границу между собственным телом и внешним миром необходима для выживания. Кроме того, она играет роль в развитии самоосознания и управлении движениями тела. Авторы новой работы – специалисты из Нью-Йоркского и Туринского университетов и Университетского госпиталя Лозанны – решили узнать больше о том, когда именно у человека появляется эта способность.

В экспериментах принимали участие 25 новорожденных детей (вместе с их родителями) и 25 взрослых человек. Каждый получал небольшой удар током на тыльной стороне ладони во время прослушивания аудиосигнала. Параллельно исследователи с помощью электроэнцефалографии измеряли электрическую активность мозга участников эксперимента, чтобы отследить мультисенсорную интеграцию одновременно действующих стимулов. Кроме того, исследователи перемещали источник аудиосигнала, чтобы изменить расстояние между ним и добровольцем. Во второй части эксперимента они воздействовали на детей и взрослых только одним стимулом – ударом тока или звуком, второй служил фактором сравнения.

Изучив электрическую активность мозга участников, исследователи обнаружили, что нейронный ответ мозга был сильнее при одновременном воздействии двух стимулов, при этом как у новорожденных, так и у взрослых сверхаддитивный мультисенсорный эффект был более выраженным при более близком расположении источника звука. Сопоставив все полученные данные, ученые предположили, что новорожденные обладают той же способностью ощущать границы своего тела, что и взрослые, а это значит, что данная способность развивается еще до рождения.

Фото: Unsplash/ CCO Public Domain