Если очень захотеть – можно в космос полететь!

Какие проблемы стоят перед человеком в освоении космоса, зачем космической отрасли гуманитарии и станем ли мы свидетелями полета на другие планеты – об этом и многом другом рассказал инженер Молодежного космического центра МГТУ им. Баумана и автор телеграм-канала «PROCOSMOS» Марат Айрапетян.
Если очень захотеть – можно в космос полететь!

Как пишет издание SciencePop, исследование других планет способно значительно расширить возможности человека, ведь масштабные космические миссии требуют создания новых технологий – более прочных и легких материалов, более эффективной энергетики, мощного топлива, новых систем жизнеобеспечения. Появляясь в одной отрасли, эти технологии со временем неизбежно становятся частью повседневной жизни.

«Американская лунная программа «Аполлон» позволила учёным открыть материалы, которые сегодня используются в кардиостимуляторах, огнеупорных элементах одежды, дыхательных масках и т.д. Беспроводные пылесосы, стельки для обуви, тефлон, сублимированная еда и многое другое тоже появились в нашей жизни благодаря освоению космоса», – говорит Марат Айрапетян.

Сегодня внимание человечества приковано к Марсу – сразу несколько стран разработало и реализует свои программы по исследованию и освоению Красной планеты. Однако изучение Марса – дело крайне сложное. Во-первых, оно требует инноваций в энергетике: нужна ракета-носитель, способная разогнать космический корабль до скорости порядка 60 тысяч км/ч. Во-вторых, пилотируемый полет на Марс по оптимальной траектории только в одну сторону составит около полугода – для этого нужен большой корабль, в котором люди смогут комфортно жить, работать и отдыхать, а большой корабль требует еще большей энергетики. В-третьих, на Марсе нет достаточно сильного магнитного поля, которое могло бы защитить людей от космической радиации. Наконец, встает важный биологический вопрос – сможет ли человеческий организм выдержать такую сложную и длительную миссию? Ведь жизнь в замкнутом пространстве «бьет» по психике человека – нечто похожее мы все ощутили во время вынужденной самоизоляции.

«Не стоит забывать о том, что на другой планете решения придется принимать самостоятельно: сигнал преодолевает расстояние от Земли до Марса примерно за 15 минут, поэтому при общении с Землей от момента выдачи сообщения до получения ответа будет проходить примерно полчаса. При нештатных ситуациях столько ждать не получится», – напоминает Айрапетян.

Несмотря на то, что вышеназванные проблемы имеют технический характер, гуманитариям в космосе тоже найдется место: в первую очередь будут нужны психологи, которые помогут сохранить психологическое здоровье космонавтов. А как только технари сделают свое дело – долетят до другой планеты, построят базу для первых поселенцев и ученых – начнет образовываться совершенно новое человеческое общество, которое нужно будет выстраивать с нуля на базе земных принципов. И то, как это общество будет выстроено, по каким законам будет жить, скорее всего, и определят специалисты-гуманитарии.

«В СССР через 16 лет после окончания войны запустили Гагарина в космос. США за 9 лет создали огромную лунную программу. Главное – поставить задачу и вкладывать в нее деньги. Предполагаю, что наше поколение застанет полеты на другие планеты», – считает ученый.
Фото: Роскосмос