Действующие вещества


Поиск действующего вещества
В США и Европе: 1–2 годаВ Японии: 1–2 года
В России: 0,5–5 лет
В этом сложном поиске скрининг и мишень-направленный подход могут дополнять друг друга: иногда первичен класс соединений, иногда – мишень. Например, истории противоопухолевых препаратов митоксантрон и иматиниб разные. Первый имеет структурные сходства с антрациклиновыми антибиотиками, и по сути механизм его действия до конца не ясен. Второй – мишень-направленный (таргетный) препарат, он избирательно воздействует на клетки, имеющие генетические дефекты, характерные для опухолей.
Доклинические исследования
В США и Европе: 2 годаВ Японии: 2 года
В России: 3–4 года
Молекула действующего вещества – это еще не лекарство. Первое: необходимо создать лекарственную форму (таблетку, раствор для инъекции, спрей, мазь, пластырь), при помощи которой действующее вещество достигнет своей мишени, пройдя барьеры организма. Какой она будет, зависит от многих факторов: физико-химических свойств вещества, того, как быстро нужно накопить в пораженном участке необходимое количество лекарственного соединения. Но главное – достичь минимума потерь на пути к больному органу, иначе эффективность лекарства снижается и могут возникнуть нежелательные побочные эффекты.
Второе: доклинические исследования на клетках и животных. Для экспериментов с лекарственными соединениями используются специальные клеточные линии, например, раковые клетки. Генриетта Лакс в 1951 году стала донором клеток рака шейки матки, которые до сих пор используются в биологических исследованиях и описаны как клеточная линия HeLa. В настоящее время наряду с расширением коллекций клеточных линий происходит и работа со стволовыми клетками.
Клинические испытания
В США и Европе: 5–6 летВ Японии: 8 лет
В России: 7 лет
По сравнению с предыдущими, этот этап разработки лекарства затяжной. Клинические испытания проводят по согласованию с государственными органами (в России это Фармакологический комитет Минздрава, Комитет по этике), и их необходимо пройти в каждой стране, где препарат будет продаваться. Тут в дело вступают врачи и клинические фармакологи. Препарат предстоит детально исследовать на людях и сформулировать все те характеристики, которые потом можно будет найти в инструкции к лекарству. Сначала общие эффекты и безопасные дозировки исследуются на группе 20–50 здоровых добровольцев. В случае тяжелых заболеваний, например, онкологических, когда эффективность лекарства намного важнее его побочных эффектов, первая фаза клинических исследований не проводится на здоровых людях.
На второй фазе выборка пациентов составляет 60–300 человек и включает больных. Оцениваются терапевтическая активность и краткосрочная безопасность соединения, а также эффект плацебо. Третья фаза задействует 1000–10 000 человек с разными особенностями развития болезни и индивидуальными параметрами. Здесь необходимо выявить противопоказания, побочные эффекты, совместимость с другими препаратами, особенности действия лекарственного кандидата на широкой, максимально разнообразной выборке людей. По результатам клинических испытаний иногда открывается новая сфера применения препарата. Пример – известный случай с цитратом силденафила, который в 1992 году испытывался компанией Pfizer для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. После применения экспериментального препарата испытуемые мужчины не хотели возвращать таблетки. Побочный эффект соединения оказался намного лучше целевого – так появился препарат «Виагра».
Регистрация, производство и продажа
В США и Европе: 2 годаВ Японии: 2,5 года
В России: 4,5–6 лет
Итог успешных клинических испытаний – полное досье препарата, которое направляется на регистрацию. Этот бюрократический процесс должен триумфально завершиться внесением препарата в реестр лекарственных средств, действующих на территории страны, где лекарство будет использоваться. Именно после этого этапа разработку можно называть лекарством. Но синтезировать вещество в лабораторных масштабах – это полдела, теперь лекарство нужно производить промышленно – сначала пилотную партию, потом серийно. И если технологии производства лекарственных форм во многом универсальны для широкого набора препаратов, то для синтеза самого действующего вещества – нового соединения и главного компонента лекарства – нужно масштабировать лабораторную технологию до промышленной. Не получится просто взять и увеличить в разы количества и объемы лабораторного синтеза. Для производства происходит разработка технологии, позволяющей выпускать препарат в необходимых количествах. Важный фактор в этом процессе – реализация международного стандарта GMP (Good Manufacture Practice). Он регламентирует контроль качества на каждой технологической стадии, и произведенные в соответствие с ним препараты имеют лучший потенциал для продаж.
Постмаркетинговые исследования
Думаете, отправил новинку дистрибьюторам и все – ты на коне, теперь дело за маркетологами? О, нет. Для производителя начинается четвертая фаза клинических испытаний – постмаркетинговые исследования. Фармкомпания собирает информацию о дополнительных аспектах действия лекарства на широкой выборке потребителей и корректирует при необходимости инструкцию к применению. Известны случаи снятия препарата с производства при обнаружении серьезных побочных эффектов, не выявленных при клинических испытаниях. Трагическим примером является препарат «Талидамид», выпускавшийся в ФРГ в 1960-х годах. После продаж выявились связанные с его применением эффекты недоразвитости конечностей у детей, матери которых принимали это лекарство. В случае не таких серьезных побочных действий препарат может быть модифицирован как на уровне действующего вещества, так и лекарственной формы и особенностей применения.
В среднем на выпуск одного оригинального препарата в США, Европе и Японии тратится от 1 до 11 млрд долларов и около 10 лет. В России это стоит до одного миллиарда долларов, но по времени обобщить сложно. Вероятно, получится около 20 лет. Цифра условная, ведь многие из недавно дошедших до производства отечественных препаратов были разработаны на уровне активных веществ еще в СССР, их формулы были найдены десятилетия назад.
В России успешно проходят поиски активных соединений-кандидатов в препараты. Российская химическая наука не испытывала такого масштабного кризиса, как фармацевтическая промышленность, и ученые интенсивно пополняют библиотеки новых соединений. Там регулярно появляются активные образцы. Их доклинические исследования также проводятся, несмотря на худшее оснащение лабораторий по сравнению с Европой, США и Японией. С клиническими исследованиями ситуация схожая: российские клиники заинтересованы в исследовании экспериментальных лекарств – как отечественных, так и импортных. Да и стоят клинические исследования в России дешевле, чем в Западной Европе, США и Японии. (У японцев, кстати, свои проблемы, там клинические испытания проводятся только на мужчинах, поэтому сложно найти пациентов для испытаний женских препаратов.)
Однако в большинстве случаев цепочка создания нового препарата в России разорвана: оригинальная молекула, прошедшая все необходимые исследования, перед одной из фаз клинических испытаний может быть продана другой компании. Разработчики стремятся это сделать для ускорения реализации проекта – появления лекарства на рынке. Зарубежные компании-лидеры, в свою очередь, охотно покупают активные молекулы. Цена такой молекулы зависит от этапа исследований, до которого она дошла, – чем больше исследовано, тем больше стоит проект.
Наука
Алина Маркова