Чихающий динозавр: ученые обнаружили свидетельства респираторных заболеваний у зауроподов

Палеонтологи обнаружили в шейных позвонках зауропода следы тяжелой респираторной инфекции, напоминающей аспергиллез у современных птиц и рептилий. Именно она могла вызвать гибель животного.

Кости динозавра, получившего прозвище Долли, были обнаружены на юго-западе штата Монтана в США еще в 1990 году. По словам ведущего автора исследования Кэри Вудраффа, директора по палеонтологии Музея динозавров Великих равнин, окаменелость десятки лет оставалась неизученной и находилась на складе музея. Вудрафф начал изучать Долли в середине 2000-х годов и смог понять, что окаменелость относится к еще не описанному виду из семейства диплодоков (Diplodocidae). Только после 2018 года исследователь смог вернуться на место, где были найдены кости динозавра, чтобы изучить более глубоко все обнаруженные материалы.

Изучаемый динозавр жил около 150 миллионов лет назад. Исследователи изучили три шейных позвонка Долли и обнаружили на них не встречающиеся ранее костные выступы необычной формы и текстуры. Изученные позвонки когда-то были соединены с воздушными мешками, которые соединялись с легкими и были частью дыхательной системы зауропода. Исследователи провели компьютерную томографию деформированных позвонков и пришли к выводу, что нетипичный вид костей с наростами, вероятнее всего, был вызван респираторной инфекцией, которая могла привести к смерти животного в возрасте 15-20 лет.

Заболевание зауропода могло быть вызвано грибковой инфекцией, подобной аспергиллёзу: распространённому грибковому заболеванию, которое встречается у современных птиц и рептилий и может привести к поражению костей. По мнению ученых, симптомы инфекции у динозавра могли напоминать симптомы гриппа: потерю веса, кашель, лихорадку и затруднённое дыхание. Признаки данного заболевания, найденные на ископаемых позвонках, впервые помогли задокументировать случай респираторной инфекции у динозавра. Результаты работы позволяют лучше понять, как устроена дыхательная система зауроподов, а также проследить эволюционную историю доисторических респираторных заболеваний. Исследование появилось журнале Scientific Reports.

Фото: Corbin Rainbolt