Пол бородатых агам определяется как набором хромосом, так и температурой

Учёные из Университета Канберры выяснили, что бородатые агамы — ящерицы, известные своими широкими шейными мешками, — могут использовать два ряда генов, отвечающих за половой диморфизм.
Пол бородатых агам определяется как набором хромосом, так и температурой
Один ряд генов активируется половыми хромосомами, а другой — высокой температурой окружающей среды при развитии. В результате активизации каждого из рядов особь бородатой агамы становится самкой. Этот вывод учёные сделали, исследуя влияние температуры на пол развивающихся особей.
То, что температура влияет на половой диморфизм рептилий, известно ещё с 1960-х. Однако молекулярные механизмы, лежащие в основе этого феномена, до сих пор не изучены.
В ходе исследования учёные сравнили, как развиваются особи с доминирующими ZZ-хромосомами (самцы) и особи с ZW-хромосомами (самки). При этом самцы были специально помещены в условия высокой температуры.
Понаблюдав за развитием особей, учёные заметили, что при повышенной температуре среды ZZ-хромосомы сменяются на ZW, что обеспечивает формирование яичников и трансформацию молодой особи в самку.
Так, исследователям удалось продвинуться дальше в изучении воздействия температуры на половой диморфизм рептилий. Кроме того, они смогли обнаружить конкретные гены, отвечающие за половую принадлежность, которые могут активироваться и деактивироваться в зависимости от температурных условий среды.
Фото: Whiteley SL et al., 2021, PLOS Genetics