Астрофизики СПбГУ объяснили поведение блазаров

Учёные из СПбГУ рассмотрели данные, полученные различными оптическими телескопами за последние восемь с лишним лет и смогли объяснить поведение блазаров — активных галактических ядер с высокой светимостью, испускающих так называемые джеты — экстремально быстрые струи плазмы.
Астрофизики СПбГУ объяснили поведение блазаров
Плазменные джеты возникают при попадании звёзд, газа и пыли внутрь сверхмассивных чёрных дыр, располагающихся в центрах многих галактик. Чёрные дыры не могут поглотить весь попадающий в них материал и поэтому выбрасывают. Эти сверхбыстрые выбросы вещества и называются джетами, а галактические ядра, испускающие их, именуются блазарами.
В ходе исследования петербургские учёные рассмотрели одно из необъяснённых свойств блазаров вращение плоскости поляризации. Это явление заключается в том, что электромагнитные волны в пучке света при поляризации колеблются чаще в одном направлении, чем в другом. Чтобы увидеть такой свет у блазаров, астрофизики обычно используют специальные телескопы с поляризационным фильтром.
Исследователи решили проверить одну из гипотез механики загадочного явления. Согласно этой гипотезе, вращения плоскости поляризации у блазаров должны совпадать с повторяющимися выбросами гамма-лучей.
«Мы сопоставили результаты многочисленных наблюдений поляризации оптического излучения блазара 3C 279 с открытыми данными телескопа Ферми, который с 2008 года регулярно сканирует все небо и показывает распределение потока гамма-лучей. Нам удалось обнаружить картину вспышек у этого блазара, которая повторялась по меньшей мере три раза вместе с вращениями оптической поляризации. Это подтверждает предложенную ранее модель, объясняющую вращения поляризации», — рассказывает один из авторов исследования, старший научный сотрудник кафедры астрофизики СПбГУ Дмитрий Блинов.
Также учёные получили новую информацию и о структуре джетов. Они выяснили, что центральные участки джетов, быстрые хребты, окружены оболочной из кольцеобразных конденсаций, которая движется медленно. Учёные пояснили, что наблюдаемые с Земли вспышки плазмы происходят, когда сгустки плазмы достигают хребтов джетов. Эти хребты рассеивают фотоны между оболочкой и гамма-диапазоном, из-за чего и возникают вспышки.
По итогам исследования учёные отметили, что дальнейшее изучение поведения гамма-вспышек может помочь астрофизикам ответить на многие фундаментальные вопросы об устройстве и свойствах космических объектов.
Фото: СПбГУ